Могли ли пожарные спасти жизни пассажиров ТУ-134
Могли бы пожарные успеть спасти тех, кто был внутри горящего самолета, быстро потушить пламя? Авиационные чиновники отводят глаза и твердят в ответ холодную фразу - "пока идет следствие по делу о крушении ТУ-134 под Петрозаводском, рано говорить об этом и о причинах трагедии".
Слишком мало известно о том, что же на самом деле произошло в воздухе над карельской деревней с мистическим названием Бесовец. Но вопрос: был ли шанс на жизнь у тех, кого с утра вторника родные начали опознавать в моргах Петрозаводска, не дает покоя. Чтобы ответить на него, «Известия» с помощью очевидцев детально восстановили картину крушения.
Трагедию, произошедшую под Петрозаводском в ночь на 21 июня, от многих других авиакатастроф отличает главное: из 52 человек на борту семеро выжили. Сначала их было восемь. Но 10-летний Антон Терехин умер в больнице.
Получается, что остальные выжившие -- это те, кого выбросила из салона при падении самолета. Очевидцы рассказывают, как лайнер падал у них на глазах.
-- Из окна я вдруг заметил самолет, который почему-то летел невероятно, невозможно низко, над самыми верхушками вон тех деревьев, -- дачник Давид протягивает руку в сторону переломанных обгоревших стволов. – Но именно летел – это я видел какую-то долю секунды, потом он задел эти деревья, в воздухе полыхнуло, раздался взрыв…
Стоял густой туман. Видимость была – метров 10. По каким причинам пилот не мог дотянуть 2 километра до посадочных огней на аэродроме – следствие разберется. Судя по словам очевидцев и по картине на месте происшествия, летчик пытался посадить машину на шоссе. В тумане он мог ориентироваться только на ярко-белую разметку небольшого участка дороги, ведущего от шоссе к аэропорту. Вероятно, он и «прицеливался» к этой разметке, но не рассчитал высоту. Самолет задел деревья, его развернуло на 180 градусов и перевернуло вверх шасси: об этом говорит положение обломков на земле.
-- Мы с женой увидели из окна, как прямо на наш дом летит огромная огненная масса, -- продолжает рассказ сосед Давида – Михаил. – Через секунду эта масса рухнула в нескольких метрах от нашего дома.
К этому моменту оба дачника и еще несколько их соседей уже бежали к месту падения лайнера.
-- Мы очень торопились, потому что внутри лайнера, то есть это уже не было самолетом, но там внутри кричали люди, они просили: «Помогите, помогите!», -- продолжает Давид.– Я попытался прорваться к ним через огонь, но это было невозможно. Просто сил нет говорить: у тебя на глазах люди горят, а ты стоишь и смотришь…
-- Мы надеялись все-таки прорваться к ним, -- добавляет Михаил. – Я стал разматывать поливочный шланг, чтобы попробовать водой залить огонь. Но насосы не работали! После падения самолета у нас вырубилось электричество…
Непристегнутые ремни
Давид уверен: стоило вовремя начать тушить огонь – и многие были бы спасены.
-- Но мы ждали пожарных и «скорой» 25 минут, не меньше! – возмущается он. – Здесь 2 километра до аэропорта, я бы пешком быстрее добежал!
Однако, как свидетельствуют официальные источники, пожарные машины приехали быстро. А с этими первыми спасателями-добровольцами, которые утверждают, что ждали сотрудников МЧС четверть часа, злую шутку сыграл стресс - в таком состоянии в одну минуту может вместиться и полжизни.
Как рассказал «Известиям» директор аэропорта Алексей Кузьмицкий, его пожарные машины были на месте катастрофы уже через полторы минуты – первая, через две – вторая. Через семь минут там работали и пожарные расчеты МЧС. Этот результат эксперты называют блестящим, учитывая, что ближайшая городская пожарная часть – в пяти километрах от Бесовца.
Как сообщили «Известиям» в республиканском центре МЧС, на месте крушения в общей сложности работало 425 человек и 64 единиц техники, из них 26 машин и 109 человек – только от МЧС.
А ведь и на вызов спасателей и медиков тоже ушли драгоценные минуты. Как признался Михаил, он был в таком состоянии, что не мог сообразить, куда и по какому номеру звонить с мобильного. Единый телефон 112 просто вылетел из головы. Пока связался с другом в Петрозаводске, пока тот вызвал нужные службы…
-- Чтобы у людей в горящем самолете был какой-то шанс выжить, пожарные и медики должны были бы уже стоять на месте и начать работать в первые секунды после падения, -- качает головой сотрудница республиканского управления МЧС Оксана Семенова. – Да и то…
Да и то – шансов практически не было. Потому что счет, как говорят профессиональные спасатели, шел даже не на секунды. А на вздохи. При отравлении угарным газом человек теряет сознание через 3-4 вдоха.
- Внутренняя обшивка салона ТУ-134, особенно – бизнес-класса, сделана из материалов, которые при горении выделяют особо токсичные газы, - говорит Заслуженный военный летчик России Андрей Гусев, эксперт по безопасности полетов.
По всей видимости, выжить удалось тем, кто пренебрег правилом, предписывающим сидеть пристегнутыми. Александра Каргаполова, пострадавшая меньше других, говорит, что как забыла пристегнуться с самого начала – так и проспала весь полет. Очнулась уже на земле. Те, кто выполнял правило № 1, оказались в страшной огненной ловушке.
«В тот день я поставил свечку. Сам не знаю, почему»
Но ведь чудом спаслись не только семеро пассажиров. А еще и дачники, которые спокойно укладывали спать детей и внуков, смотрели телевизор, строили планы на завтра… До их домов «огненная масса» не долетела сотни метров.
-- Если бы самолет летел на две секунды дольше… -- начинает Михаил и сразу замолкает.
Он представить боится, чего избежали и он сам, и его жена с дочками. Младшей – 10 месяцев.
-- Мы стояли и смотрели, как эта огненная масса приближается к нам, -- продолжает он. – Я кричу жене: «Ложись на пол!». А она как окаменела, не могла оторваться от этой жуткой картины.
Потом раздался грохот, дом, как говорит Михаил, «тряхнуло». Он понял, что прямо на их участок упал самолет. Не дотянув до них несколько десятков метров.
То же самое пережила и семья Давида. У них тоже маленькая дочка, 8 месяцев, сопела в кроватке, когда к дому приближалось полыхающее чудовище.
-- Я только теперь понимаю, что мы второй раз родились, -- признается Давид. – Знаете, я очень верю в бога. Нет, я не афиширую, ничего такого… Но в тот день, еще до всего, мне почему-то захотелось поставить свечку. Вот не знаю – почему, захотелось – и все. И в обед я ее зажег. А потом произошло все это.