Академия для отпрысков
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/default_images/DefaultPic12_2.jpg?itok=PspakTdy)
Тогда я ему сказал, что сам играть в подобные игры не буду и порядочным людям не советую. И друг вздохнул с облегчением.
Потом был крах всей этой системы, и мы начали строить новую жизнь. Строили как любители, ошибаясь в методах, людях, в союзниках и врагах, разоряя созданное веками, воздвигая на пять минут... Государство (как власть) хирело, народ выживал, плодились и тусовались в Кремле олигархи, умные и самые умные уезжали, в мире с нами считались все меньше. Но вот пришли новые руководители. Они укрепили власть, взялись за экономический рост с помощью нефтяных доходов, отвадили олигархов от Кремля, повысили пенсии, заняли для России места в партере международных отношений. Все вроде бы хорошо. И вдруг один мой приятель и бывший подчиненный задает мне тот же вопрос. И я начал размышлять, "кому на Руси хорошо живется и где?" теперь и как это пространство хорошей жизни распиливается (по-научному - аллоцируется).
Где хорошо живется, нашел сразу: в ведомствах "охранения" (милиция, прокуроры, таможенники, следователи, судьи, госфинансисты), да и способов оказалось много. Но один (легитимный, солидный, надежный) взят из советских времен и существенно расширен. Способ этот таится в системе высшего профобразования (ВПО). В советские времена выпускник школы из деревни или городка поступал в военное училище, оканчивал - и отправлялся служить на берега Берингова моря, а потом на безлюдную гору где-нибудь в Армении и т.д. А сын генерала, окончив то же училище, отправлялся служить в группу войск в ГДР, поступал в академию, полтора года (для "боевой" биографии) командовал батальоном у Берингова моря, потом, уже будучи полковником, назначался в штаб округа, потом, например, в Генштаб...
Теперь все право-, денежно- и товароохранительные ведомства (судейское, таможенное, налоговое, прокурорское, финансовое и т.п.) создают (создали) свою систему ВПО. Помню, как, будучи министром образования, Владимир Филиппов упорно отклонял домогательства судейских на свои вузы. Но шкурная психология проломит любые стены. Проломили (или почти проломили) и новые направления высшего профобразования. А раньше для кадров правоохранительных ведомств было одно-единственное направление во всей юридической сфере - "юриспруденция". Кто через него прошел - получил диплом с записью "юрист" (вот как в дипломе у президента и премьер-министра). А что, будущего прокурора в стенах МГУ им. Ломоносова, или СПГУ, или МГЮА подготовят хуже? Да ясно, что лучше. Но в эти вузы сынок милицейского или налогового полковника так просто не попадет, только по конкурсу, да еще и удержаться надо до выпуска. А в ведомственных вузах-новоделах все свои, бывшие однокурсники, сослуживцы, своя среда (передающая молодым все ее достижения и "достижения"), все пойдет как по маслу. Закончит - и прямиком в ГДР, извините, в наиболее "катализаторную" карьерную точку; года два-три - глядишь, он уже маленький начальник; еще пару лет - уже и средненький, и большие звезды впереди, и должность, наделенная правом ставить визы везде и всюду и соблазном мздоимства.
Два ведомства точно должны иметь свои системы ВПО - военные и ФСБ. Все остальные должны находиться в сфере Минобрнауки, в обычных гражданских университетах. Нам, с учетом наших "непрозрачностей", коррупции, кумовства, "рабочие династии" в спецслужбах противопоказаны. Эта сфера подготовки должна оставаться в традиционной академической среде, а не бесконтрольно обособляться в субпрофессиональных средах, субсословных культурах.
Узкопрофильные системы ВПО - это путь не к более высокому качеству образования, а к своячеству и кумовству не только в вузовской системе, но и в обществе. Хотя и в других сферах тоже надо бы вернуть все в единую национальную университетскую систему, а не создавать анклавы карьерного неравенства на ровном месте. Тогда, возможно, мне больше не доведется услышать вопрос от очередного приятеля о том, как вставить в позолоченную карьерную обойму его отпрыска.
Автор - зам. научного руководителя Высшей школы экономики