Депутаты с венецианской штукатуркой


"Открытый конкурс на приобретение служебного жилого помещения для нужд думы Ставропольского края" был объявлен самим региональным парламентом. Из документации, размещенной на официальном сайте госзакупок, явствует: нужна двухкомнатная квартира стоимостью 8 млн рублей. Для жилья не в Москве, а в Ставрополе это, мягко говоря, впечатляющая цена. Не менее поразительны и требования, предъявляемые думой к жилому помещению.
Дом обязательно должен стоять на улице Мира, причем "в районе, ограниченном улицами Артема и Маршала Жукова". Это самый центр города, рядом с автовокзалом, в пяти минутах ходьбы от здания краевого правительства и думы. Срок эксплуатации дома - "не менее трех и не более семи лет" (обычно просят так: не позднее, например, 1995 года постройки). Общая площадь - "не менее 140 кв.м", но количество комнат при столь нехилой квадратуре указано опять-таки точно - две.
Сама квартира должна находиться "не ниже шестого и не выше седьмого этажа" (невзыскательные госзаказчики просят любой этаж, кроме первого и последнего). Обязательно также наличие "спальной комнаты с примыкающими гардеробной и санузлом с душевой кабиной". При этом еще должны быть "отдельный санузел с раковиной и унитазом" и "ванная комната с подсобным помещением" (для сравнения: стандартное требование к служебным квартирам - чтобы санузел просто был). Во внутренней облицовке думу устроит только "венецианская штукатурка". И, конечно, невозможно жить без видеонаблюдения: непременное условие - "4 камеры на окнах и входной двери".
- Судя по всему, речь идет о вполне конкретной квартире, сначала ее отобрали, а потом уже подгоняли под нее спецификацию, - комментирует "Известиям" руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов. - Это не является нарушением закона о госзакупках, потому что никаких условий по формированию требований заказчика он не устанавливает. Но здесь могут быть вопросы в части соблюдения закона о защите конкуренции. Понятно, что, когда переписаны данные конкретной квартиры, никакой конкуренции нет.
Доказать это - задача антимонопольной службы, добавляет эксперт. "По каждой позиции должен быть задан вопрос: а почему это так важно для заказчика? Например, "не ниже шестого и не выше седьмого этажа" - это почему такое необходимое требование?" - говорит Кузнецов.
Чтобы понять рыночную цену квартиры, мы позвонили в одно из ставропольских агентств недвижимости и перечислили все ее характеристики. "Примерно 5,5 млн рублей", - сообщил риэлтор. "А подороже мы можем продать?" - уточнили мы. "Ну, можно и выше задрать - и шесть, и семь миллионов запросить, если готовы ждать", - ответили там. "А восемь?" - не сдавались мы. В агентстве удивились таким аппетитам.
Служебное жилье депутатам положено во всех регионах страны. И Ставрополье не исключение. Но в данном случае складывается впечатление, что квартиру не столько дума хочет купить, сколько кто-то хочет ее продать по максимальной цене. Если на рынке выручить 8 млн трудно, то бюджет стерпит все. При этом очевидно: хозяин квартиры класса люкс либо дружит с кем-то из руководства думы, либо сам там далеко не последний человек. Проблема в том, что в России не существует ограничений на стоимость и класс служебных квартир, отмечают эксперты. "Должны быть регламентированы нормы по приобретению той или иной техники и недвижимости для государственных нужд, - говорит "Известиям" руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Оговариваться должна стоимость покупки - сколько ведомство может потратить, например, на приобретение служебного автомобиля. Если есть ограничение по средствам, становится понятно, какого класса может быть куплен автомобиль".