Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США отказались освобождать ученую из России Ксению Петрову
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 107 беспилотников ВСУ
Мир
Трамп назвал приговор Марин Ле Пен охотой на ведьм
Общество
Производителей молочного фальсификата накажут по УК и КоАП
Происшествия
Скончался пострадавший при взрыве на судне в Южной Корее российский моряк
Армия
Артиллерия ВДВ уничтожила наблюдательные пункты и склад ВСУ в Курской области
Мир
Трамп анонсировал визит Нетаньяху в США на следующей неделе
Мир
Главу офиса Зеленского уличили в контроле над торговлей органами украинцев
Мир
Не менее 112 палестинцев погибли за сутки из-за действий Израиля в Газе
Общество
Сотрудничающих с мошенниками работников банков начнут увольнять по статье
Мир
Дмитриев рассказал о работе над восстановлением прямого авиасообщения между РФ и США
Экономика
Частоты для 5G в России предложили выставить на торги
Культура
«Аватар: Огонь и пепел» Джеймса Кэмерона представил первый трейлер
Экономика
Почти 25% проверенных образцов сливочного масла оказались некачественными
Культура
В честь 80-летия Победы в ВОВ будет запущен проект «Музыка Победы»
Общество
В Приморье сотрудники «Удэгейской легенды» застрелили убившего лесничего тигра
Мир
Посол РФ в Словакии рассказал о уважительном отношении к памяти о Второй мировой

Свобода в бутылке

20 февраля исполнилось 80 лет последнему министру иностранных дел СССР Борису Панкину.
8
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наверное, в каждом из нас сидит свой Панкин. Он занимал разные и очень высокие посты - сверкал, поднимал, протестовал. Но в памяти моей он остался как Главный Редактор.

...1973-й год, главного редактора "Комсомольской правды" Бориса Панкина провожают на повышение. И торжественно вручают... бутылку. Тут неважен объем, поскольку речь - о воздухе. Или о духе. Можно вспомнить и атмосферу. Короче, уходящему главному редактору благодарные сотрудники отдали часть духа 6-го этажа. Который он и создавал.

Вспомнив этот эпизод, я решил написать о Борисе Панкине через призму той самой бутылки. О духе, который создал его и который он создавал. И который в конце концов увел его в Одиночество.

Первый раз я увидел Панкина тоже в районе бутылки. Борис Дмитриевич приехал в Бухару, и вот они сидят с моим отцом. На десерт был подан я - в виде светлого будущего. Отец сообщил: "Ты знаешь, вот этот хочет стать журналистом". Ложка Панкина звякает о ляган. Я выдерживаю очень ироничный взгляд. "А что, - ложка возвращается к Панкину уже груженная пловом. - Давай его к нам".

В принципе моя судьба была решена немного раньше. Когда к нам пришел первый секретарь ЦК партии Рашидов. Стол был этот, а бутылки - не было! Поэтому атмосфера стояла душная. Рашидов, наверно, чтобы сбить неловкость пауз, спросил: "А кем ты хочешь стать?" Я ответил, что журналистом, и тут же провел запрещенный прием: "Но папа - против". "Почему?" - кандидат в члены Политбюро повернул голову в сторону отца. Его глаза призвали меня сдержать подступивший идиотизм, но я выпалил: "Он говорит, что все журналисты алкаши..."

Тут надо сообщить некую подробность: сам Рашидов был по профессии журналист. Причем глубоко непьющий. Поэтому он укоризненно посмотрел на отца, и я понял, что мечты сбываются.

Валерий Аграновский рассказывал: как-то он по письму съездил в Узбекистан и уселся писать материал о публичном доме, который обслуживал обком партии и... проверяющих. И тут его вызывает к себе главный редактор Панкин:

- Валера, мне позвонил Рашидов и очень просил не публиковать материал. ЦК во всем уже разобрался. Виновные наказаны. И значит, так. (Панкин умел держать паузу.) Срочно дописывай материал - и ставим его в номер.

- Как?! - вскричал Аграновский (рассказывая эту историю, он театрально изображал весь ужас тех мгновений). - Тебе звонит кандидат в члены Политбюро, просит не публиковать материал, а ты ставишь его в номер?

- Ты не понимаешь, - Панкин улыбнулся. - Если звонит кандидат в члены Политбюро и просит не печатать материал, а утром видит его в газете, то он, несомненно, решит, что в редакцию позвонил кто-то еще выше и дал указание это публиковать.

Так и произошло. Понятно, какой дух в редакции создал Панкин и часть которого унес в бутылке?

- Хорошего главного редактора определить легко, - учил незабвенный Ярослав Голованов. - Тебя вызывают в "гадюшник" (закуток в редакции, где располагались главный и его замы), а ты идешь с легким сердцем. И все его "дюли" воспринимаешь свежо и радостно. Ибо он ТВОЙ главный.

Панкин был наш главный. Он был с редакцией в борьбе с "хозяевами", что кажется невозможным в настоящее время. Но воздух свободы оказался совершенно ненужным там, куда его от нас увели. Он сначала оказался единственным послом СССР, который публично и мгновенно осудил путчистов. За что и был назначен министром иностранных дел СССР. Но ненадолго. Поскольку был чужеродным в номенклатурной атмосфере. Со своей бутылкой.

Которую рано или поздно придется открыть. Чтобы те единственные, которые еще остались, стали Главными.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением