Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Политолог объяснил причину одобрения в сенате США нового пакета помощи Киеву
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Общество
Адвокат Ефремова опроверг информацию об отказе актеру в УДО
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Оскар для всех

18 февраля орденоносный старейшина цеха отечественных эстрадных композиторов - Оскар Борисович Фельцман - творческим вечером под названием "Я вас люблю, я думаю о вас!" отпразднует свое 90-летие. Торжество намечено в ГЦКЗ "Россия" в Лужниках
0
Пять лет назад Оскар Фельцман выходил на сцену ГЦКЗ "Россия", чтобы спеть вместе с Иосифом Кобзоном на собственном юбилейном вечере. Посмотрим, чем удивит он сегодня (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За долгую жизнь маэстро сочинил столько песен, что теоретически их можно распределить на несколько совершенно различных по содержанию и настроению концертов.

Мама маленького одессита Оскара, Циля Абрамовна, определила сына в лучшую музыкальную школу города. Обучаться игре, разумеется, на скрипке. Это было во второй половине 1920-х годов. Однако мальчик запротестовал. Ему хотелось овладевать инструментом не стоя, а сидя. Тут, конечно, больше подходило фортепиано. Возможно, сказалось и то, что отец Оскара, уважаемый в Одессе хирург-ортопед, считался еще и весьма недурным пианистом. В общем, ребенок попал к профессору Берте Рейнгбальд, обучавшей ранее самого Эмиля Гилельса. С этого момента Оскар пошел, так сказать, по жизни маршем. В музыкальной школе его имя, после выпускных экзаменов, вписали на Золотую доску почета. Затем Фельцмана с ходу приняли на композиторский факультет Московской консерватории, а вскоре еще и наградили Сталинской стипендией. В начале войны, оказавшись в эвакуации в Новосибирске, двадцатилетний Оскар уже являлся ответственным секретарем сибирского отделения Союза композиторов СССР...

Будь Фельцман просто крепким ремесленником и законченным карьеристом, он бы дошел торным путем до иерархических вершин советских "мастеров культуры". Но его одесские корни, романтический оптимизм, лиричность, опереточный флер, сосредоточенность на чем-то личном скорректировали процесс. Фельцман никуда не лез сам и никого не отодвигал. Поощряли, продвигали - выражал признательность, продвигался. Ругали, гнобили (и такое доставалось этому тихому, казалось бы, толерантному композитору) - закрывался, пережидал в своей скорлупе. Так, не торопясь, Оскар Борисович постепенно оказался живой летописью советской эстрады. Причем во всех ее аспектах - стилистических, идеологических, портретных, знаковых.

В его арсенале вальсы и марши, бравурная "заказуха" и искренние сентиментальные шлягеры. Песни Фельцмана исполняли едва ли не все крупнейшие артисты отечественной эстрады. Утесов, Бернес, Шульженко, Кристалинская, Трошин, Великанова, Герман, Магомаев, Пьеха, Кобзон, Пугачева... Причем у многих из них накопились целые циклы фельцмановских сочинений. Столь же звучен и перечень поэтов, сотрудничавших с Оскаром Борисовичем: Вознесенский, Рождественский, Гамзатов, Доризо...

Безусловно, Фельцману приходилось многие (возможно, лучшие) годы своей жизни демонстрировать высокую степень конформизма. Он написал "Песню о Ленине", "Песню молодых рабочих", "Говорит комсомол", "Пионеры Советской страны", "БАМ", "Клятва Родине", "Моя Отчизна" и даже аккордеонно-фанфарную оду "Родная партия" на стихи секретаря Союза писателей СССР Анатолия Софронова. Есть у Оскара Борисовича и песни про "КамАЗ", Новороссийск, Волгоград, Грозный ("Я на свете повидал немало/ Древних и красивых городов/ Но таких, как Грозный, не встречал я..."), про хлеб и радиожурналистов. Много чего у юбиляра есть, но сегодня в "России" его гости споют другое. Конечно же незабвенные "Ландыши". И, наверное, "Теплоход" - первый хит одессита Фельцмана, спетый земляком Леонидом Утесовым. Стоило бы отметить, что Оскар Борисович написал в 1978 году и первый вариант знаменитой впоследствии баллады "Ты меня никогда не забудешь" (вошедшей в рок-оперу "Юнона и Авось" в версии Алексея Рыбникова). Он же сочинил и "Первый лед" - шлягер, сделавшийся особо популярным в исполнении Жени Осина ("Плачет девочка в автомате...").

"Песенную руду" советской эпохи в арсенале Фельцмана легко перевешивают его безыдейная лирика (за которую ретивые цензоры когда-то упрекали его в пошлости) и романсовые циклы на стихи Марины Цветаевой, Хаима Бялика, Инны Лиснянской. И не забудьте, что для программы "Первого канала" "ДОстояние РЕспублики", где выбирают лучшие песни в истории нашей эстрады, в качестве заглавной избрана фельцмановская задорная композиция "Ходит песенка по кругу". С ее позитивным мотивом маэстро и должен встречать свое 90-летие.

Комментарии
Прямой эфир