Интерактив в действии
Лучшие методы традиционной учебы и новое понимание технологического процесса обучения - вот необходимая база, из которой складывается понятие "современное образование". Его необходимая составляющая - информационная инфраструктура, она включает высокотехнологичные продукты и решения, среди которых интерактивное оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и компьютеры с доступом в интернет.
По оценкам экспертов, в целом по российским школам информатизация составляет порядка 65%, то есть на одну школу приходится примерно 7 компьютеров. Конечно, это небольшой показатель, но рост информатизации обнадеживает. Интерактивные доски, мультимедийные классы становятся частью процесса образования.
"Важным для школьного презентационного оборудования является простота настройки, поскольку педагоги зачастую слабо представляют себе, как с ним работать. Поэтому разработчики и поставщики придерживаются принципа "чем проще, тем лучше", что в полной мере соответствует мировой тенденции развития аудиовизуального оборудования: при усложнении внутренней электронной начинки одновременно упрощается работа с ним. Так, например, интерактивные доски SMART сконструированы наиболее привычным образом: в них отсутствуют электронные маркеры, выносные кнопки, интерфейс прост и понятен даже неподготовленному пользователю, а поставляемое в комплекте программное обеспечение SMART Notebook полностью осваивается за три дня", - объясняет региональный менеджер SMART Technologies в России и СНГ Виктор Поповский.
В зависимости от уровня подготовки преподавателя интерактивная доска может использоваться в качестве более удобной альтернативы традиционной доске, а применение дополнительных аксессуаров - к примеру, пультов опроса, документ-камер и беспроводных планшетов - позволяет учителю вести интерактивные уроки с различными игровыми элементами. Например, проводить эксперименты или опыты прямо на доске. Также возможно проведение опросов и тестирований, видеозапись урока с доски.
Эксперты считают, что если говорить об уровне информатизации образования в России с точки зрения оснащенности оборудованием, то российские школы чаще уступают европейским. Правда, есть в этом и положительный момент - отечественные школы имеют шанс приобрести уже более современное и совершенное оборудование. Сейчас, например, происходит смена поколений в интерактивных досках. "Все большее распространение получают многопользовательские доски, на которых могут работать не один, а два и даже три ученика одновременно. Например, это позволяет делать новая серия досок Panasonic с технологией мультитач Elite Panaboard UB-T880. Это сенсорные доски, но с твердой поверхностью, на которых можно управлять изображением - поворачивать его, изменять размер, перемещать двумя пальцами, словно на дис-плее коммуникатора. Работа с такими досками для учеников интуитивно понятна и увлекательна, дети легко включаются в работу. При этом не происходит деления на рабочие зоны, доска распознает три касания одновременно в любой части рабочей поверхности. Возможности использования в учебном процессе таких досок намного богаче и интереснее", - говорит специалист по интерактивным технологиям Panasonic Ирина Смирнова.
Доски оснащены новым программным обеспечением с галереей в 6000 изображений. Большая часть из них была создана по рекомендациям именно российских учителей. И в первую очередь это образовательные плакаты по программам российских школ.
Если интерактивные доски становятся частью образовательного процесса, то электронные ридеры еще не скоро займут свои места на партах школьников. "Дело в том, что к школьным "читалкам" государственные контролирующие органы предъявляют целый ряд обязательных требований, соблюсти которые весьма и весьма трудно. Например, существует жесткое требование к длине строки в учебнике, и соответствуют ему только устройства с 9-дюймовыми дисплеями. Кроме того, школьные "читалки" должны быть весьма прочными (не секрет, что дети в возрасте до 15 лет не всегда аккуратно обращаются с вещами), а их корпуса должны иметь исключительно белый цвет, - объясняет вице-президент компании "Вобис Компьютер" Виктор Лопатин. - Также замечу, что к использованию допускаются только устройства с экранами на основе электронных чернил (технология E-Ink), а такие матрицы пока могут быть только черно-белыми. Да, они безвредны для детских глаз, однако представьте себе, скажем, учебник по биологии, отображаемый на такой матрице. То есть авторы книги изначально создавали цветной вариант с массой схем, таблиц и графиков (естественно, с цветовым выделением их элементов), и добрая половина этих данных потеряется при переведении учебника в электронный вид с последующим отображением на экране E-Ink".
Эксперты считают, что для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные и беспроводные классы. Новое слово техники - поливалентные актовые залы. В помещении устанавливаются компьютеры, мультимедийные экраны, плазменные панели, звуковое оборудование, концертный свет. Комбинируя оборудование, можно превратить пространство в конференц-зал, лекторий, зал для торжественных событий или, например, в школьный театр.