Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Хотели как лучше, а получился супермаркет

У метро "Планерная" заканчивается строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ). От того, насколько удачен будет этот гибрид автостанции и многоэтажной парковки, зависит, появится ли в городе еще 90 подобных узлов, которые планируется возвести в рамках городской программы. Пока аналогичные опыты не внушают оптимизма: узел у метро "Речной вокзал" в процессе строительства превратился из транспортно-пересадочного в торгово-развлекательный
0
(фото: Анатолий Жданов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У метро "Планерная" заканчивается строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ). От того, насколько удачен будет этот гибрид автостанции и многоэтажной парковки, зависит, появится ли в городе еще 90 подобных узлов, которые планируется возвести в рамках городской программы. Пока аналогичные опыты не внушают оптимизма: узел у метро "Речной вокзал" в процессе строительства превратился из транспортно-пересадочного в торгово-развлекательный.

Идее транспортно-пересадочных узлов в этом году исполняется семь лет, концепция была одобрена мэрией еще в 2003 году. Цель проекта - "сформировать новый стандарт качества транспортного обслуживания населения". В переводе - облегчить народу пересадку с метро на автобусы и маршрутки, а заодно хоть немного уменьшить поток автомобилей в центр, задержав часть машин на перехватывающих (больших и дешевых) парковках. Так, как это делается в мире.

Финансировать благородное начинание поручили инвесторам, посчитав, что они обрадуются возможности получить торговые площади в новых ТПУ (гарантированный поток покупателей-пассажиров), а заодно и построить сами узлы. Всего автовокзалов местного значения планируется построить порядка 90. В перечень первоочередных вошли 36 адресов. Пилотными площадками выбрали три самые загруженные станции метро: "Тушинская", "Речной вокзал" и "Планерная". "Известия" исследовали все три.

В тесноте, зато с покупками

На "Тушинской" возведение транспортно-пересадочного узла началось три года назад с борьбы с частными парковками - в Волоколамском проезде и проезде Стратонавтов поставили шлагбаумы. Этим и закончилось. Желающих вкладываться в строительство ТПУ не нашлось - место проблемное: с одной стороны - промзона (федеральная территория), с другой - железная дорога. Да и владельцы мелких киосков оказались боевитыми - когда их собрались подвинуть, громко запротестовали. Шлагбаумы по-прежнему стоят, хотя количество машин у метро не сильно уменьшилось. Как объясняют шлагбаумные контролеры, это машины работников военного завода и жителей окрестных домов, пропуска которым выдает управа.

Зато площадь у метро "Речной вокзал" преобразилась. На Фестивальной улице, где обычно можно было наблюдать вереницу маршруток и людские толпы, появилось гигантское здание с бодрым оранжевым фасадом и надписью ТРЦ "Речной". Миновать его невозможно - вход находится буквально дверь в дверь с выходом из метро. Набор помещений стандартный для молла: в подвале - продуктовый супермаркет, первый и второй этажи - игровой центр, одежда-белье-обувь сетевых марок, третий - фуд-корт с ресторанами и барами. Примерно четверть третьего этажа и весь четвертый (крышу) занимает парковка. Правда, на верхнем уровне нет ни одной машины: охранники предупреждают, что резина может расплавиться от жары. Но дело, видимо, не только в летней жаре: первые три часа парковка обходится бесплатно, а затем - 100 рублей в час. Вряд ли кто-то решит воспользоваться такой парковкой как перехватывающей, заплатив 600-1000 рублей в день.

В компании "Капитал-групп", выступавшей девелопером проекта, "Известиям" подтвердили: здание торгово-развлекательного центра "Речной" строилось в рамках городской программы создания транспортно-пересадочных узлов. Куда делись перехватывающие парковки, транспортные терминалы и залы ожидания, директор службы по связям с общественностью Динара Лизунова объяснила туманно:

- Концепция интеграции ТРЦ "Речной" в систему городского общественного транспорта не изменилась и до завершения второй очереди проекта будет реализована в полном объеме. Вторая очередь строительства торгово-развлекательного центра - наши перспективные планы, которые мы рассчитываем анонсировать в ближайшее время.

А пока на площади и прилегающих улицах можно в любую погоду наблюдать привычные толпы, штурмующие маршрутки и автобусы - правда, теперь все больше с покупками.

Не намочив обувь, пересесть на автобус

Последняя из пилотных площадок - станция метро "Планерная". Не превратится ли и грандиозное сооружение, занявшее всю площадь у северного входа в метро, тоже в нечто торгово-развлекательное?

- Нет, не превратится, - заверил "Известия" исполняющий обязанности префекта Северо-Западного округа Павел Козлов. - В сумме в ТПУ на "Планерной" порядка 50 тысяч квадратных метров. Торговых площадей - всего 11 тысяч. Львиную долю площади занимает перехватывающая парковка более чем на 600 машино-мест, а также службы ГУП "Мосгортранс" - посадочные терминалы, билетные кассы, диспетчерская. С учетом сложной инженерии (внизу проходят тоннели метро) для инвестора это не сверхприбыльный проект. Идеология узла - сделать так, чтобы, не намочив обувь, можно было пересесть с метро на автобус. Из метро, практически не выходя на улицу (от выхода из подземки до входа в ТПУ будет устроен навес), люди будут попадать сразу на второй этаж. Здесь они смогут оплатить проезд и совершить покупки (на втором этаже расположится ряд бутиков, на первом - продуктовый супермаркет), а затем спуститься по лестницам в зону посадки городского транспорта. Основная часть работ будет закончена ко Дню города, хотя наладочные и отделочные будут идти и после - инвестор обратился к правительству Москвы с просьбой продлить контракт до ноября.

На вопрос, сколько будет стоить перехватывающая парковка, Павел Козлов ответить не смог - это определит правительство Москвы. Из европейской практики известно, что оптимальная цена за день парковки, при которой люди готовы бросать машины и пересаживаться на метро, - стоимость двух проездов на общественном транспорте. А на перехватывающих парковках Женевы можно не только бесплатно оставить машину, но и получить право на скидку в пригородной электричке.

Станции узловые

Транспортно-пересадочные узлы должны появиться по следующим адресам.

У станций метро - "Войковская", "Дмитровская", "Речной вокзал", "Петровско-Разумовская", "Водный стадион", "Тимирязевская", "Медведково", "Алтуфьево", "ВДНХ", "Владыкино", "Ботанический сад", "Бибирево", "Новогиреево", "Шоссе Энтузиастов", "Измайловский парк", "Выхино", "Текстильщики", "Кузьминки", "Теплый Стан", "Ясенево", "Проспект Вернадского", "Университет", "Молодежная", "Кунцевская", "Юго-Западная", "Фили", "Тушинская", "Планерная", "Щукинская".

На железной дороге - в Жулебине, в районе станции Косино, на малом кольце Московской железной дороги у станций: Черкизово, Волгоградская, Новопесчаная, Кутузово, Сити, Площадь Гагарина.

КАК ВАМ ЭТО?

Юрий Свешников,
исполнительный директор Московского транспортного союза:

- Есть опасение, что в результате строительства узлов транспортное обслуживание жителей ухудшится, а торговое - улучшится. Вряд ли в ТПУ станут торговать только сопутствующими товарами. А любые торговые площади притягивают дополнительный транспорт. Возникает и проблема паркинга: если там будут стоять машины посетителей торгового центра, парковка не сможет работать в режиме перехватывающей.

На "Речном вокзале" изначально был интересный проект - в нем были запланированы даже подземные автобусные остановки. Но в итоге от транспорта не осталось ничего. На "Планерной" есть хотя бы три платформы для посадки в автобусы. Правда, смущает, что попасть туда можно только со второго этажа. Не решены и другие сложные проблемы: например, сколько мы ни пытались, не были учтены все маршруты городского транспорта, которые есть на этой территории, а только маршруты муниципального перевозчика ГУП "Мосгортранс". Сегодня, насколько мне известно, из 16 маршрутов только для 8 находится место - и то не под крышей, а на третьем уровне перрона. Посадка на остальные маршруты будет производиться в боковом проезде.

Нужен, видимо, более жесткий контроль над инвесторами. Другой вариант - строить ТПУ за городские деньги. В конце концов, обеспечивать транспортную инфраструктуру для населения - обязанность государства.

Комментарии
Прямой эфир