Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Общество
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Семена Еремина
Происшествия
Минобороны сообщило о перехвате и уничтожении 50 БПЛА за ночь над регионами РФ
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Туризм
Церемония награждения Russian Hospitality Awards состоялась в Сочи
Общество
Адвокат Блиновской сообщила о ходатайстве СК продлить ей арест
Общество
В память о погибших при исполнении сотрудниках МЧС в Донецке высадили аллею
Мир
КНДР провела тестовый запуск новой зенитной ракеты
Мир
Обломки дрона-мишени времен холодной войны нашли в штате Массачусетс
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
Синоптики предупредили москвичей о порывах ветра и небольших осадках 20 апреля
Происшествия
В районе Курил были зарегистрированы два землетрясения магнитудой 4,7
Мир
Президент Эквадора Нобоа ввел в стране режим ЧС из-за энергетического кризиса
Общество
Глава ДНР Пушилин выразил соболезнования в связи с гибелью военкора Еремина
Армия
Экипаж САУ 2С9 «Нона-С» уничтожил наблюдательный пункт ВСУ на правом берегу Днепра
Общество
Суд арестовал еще троих предполагаемых участников банды из Белгородской области

Прикосновение будущего

В очередном фильме бондианы "Квант милосердия" офис МИ-6 был напичкан футуристическими сенсорными поверхностями, информация на которых управлялась легкими прикосновениями. Обычно демонстрируемые в бондиане устройства не существуют, но в данном случае на киноэкране была продемонстрирована концепция компьютеров недалекого будущего, которая уже существует в виде опытных образцов в исследовательских лабораториях
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В очередном фильме бондианы "Квант милосердия" офис МИ-6 был напичкан футуристическими сенсорными поверхностями, информация на которых управлялась легкими прикосновениями. Обычно демонстрируемые в бондиане устройства не существуют, но в данном случае на киноэкране была продемонстрирована концепция компьютеров недалекого будущего, которая уже существует в виде опытных образцов в исследовательских лабораториях. Ряд разработок уже покинул их стены и обживается в реальном мире: это многочисленные мобильные устройства с поддержкой технологии multitouch (управление прикосновением одновременно в нескольких точках экрана), а также компьютеры с сенсорными экранами, под управлением недавно вышедшей Windows 7, которая предоставляет широчайшие возможности по использованию этой технологии.

С момента возникновения персональных компьютеров, а точнее их прототипов, пользовательский интерфейс, обеспечивающий взаимодействие с ними человека, становится все более удобным и интуитивно понятным: от перфокарт и принтерных распечаток к клавиатуре и экрану. Возникновение мыши и графического интерфейса сделало компьютер еще более доступным. Запоминать сложные команды управления, вводимые в командной строке, стало необязательно.

Но клавиатура и мышь являются в некотором роде посредниками, которые стоят между человеком и машиной. Конечно, они помогают общению, но зачастую человеку все же необходимо научиться общению с этими посредниками. Так, для того чтобы складывать на экране буквы в слова, надо уметь печатать, делать это быстро и без ошибок и плюс к этому пользоваться большим числом вспомогательных клавиш. Удобнее управлять компьютером, просто касаясь объектов на его экране, не прибегая к помощи "посредников".

Эволюция касаний

Еще в середине 90-х годов прошлого века корпорация Microsoft предложила потребителям версию Windows, в которой управление осуществлялось при помощи специального "пера" - фактически специального стилуса, которым можно было перетаскивать объекты по экрану или даже делать на нем записи. Однако это были достаточно тяжелые системы, которые впоследствии уступили место другим, основанным на экранах или специальных областях, чувствительных к нажатию. Это выразилось в создании концепции Tablet PC - компьютера, оснащенного сенсорным экраном, который способен работать без использования клавиатуры.

Эта возможность была реализована в специальной версии Windows XP Tablet Edition, однако по ряду причин она не стала магистральным направлением - сенсорные экраны были не столь совершенны, да и общий вес компьютера оказывался великоватым. Впрочем, к этому времени достойной заменой сенсорному экрану стал "тачпад". Им сейчас оборудовано большинство современных ноутбуков - для того чтобы управлять перемещениями курсора на экране, достаточно прикоснуться пальцем к "тачпаду". Однако и в этом случае приходится пользоваться хотя и предельно простым, но посредником - область касания очень ограничена в размерах, при том что отображение этих действий происходит на экране значительно большего размера.

Пользуясь мышью, нам также приходится оперировать на относительно небольшом участке поверхности стола. Для пользователя, особенно неподготовленного, намного более удобными являются интерфейсы, при которых можно производить манипуляции непосредственно с его элементами. Практически ни у кого не возникает проблем при общении с платежными автоматами - пользователь касается участков экрана, на которых отображается необходимая информация. Кстати, платежные автоматы в большинстве своем работают под операционной системой Windows CE, которая как раз и была оптимизирована как управление прикосновением к экрану. Наведение фокуса в некоторых моделях видеокамер также осуществляется касанием к выбранной области на экране монитора - эта операция проста, естественна и на порядки повышает творческие способности даже неподготовленного оператора, который освобождается от сложной процедуры фокусировки при помощи джойстика или кнопок.

Расширяя возможности

Однако не все операции можно выполнить, используя только одно прикосновение, для ряда действий необходимо множественное касание экрана. Работы над multitouch велись различными компаниями и при этом использовались различные принципы фиксирования касаний поверхности. Это могут быть и чувствительные к нажатию экраны, и специальные инфракрасные камеры, размещаемые под поверхностью экрана.

В любом случае происходит интерактивное взаимодействие пользователя и такой поверхности - изображение "отзывается" на прикосновение. Это в значительно большей степени упрощает общение пользователя с компьютером - уменьшается необходимость в обучении. Несколько одновременных прикосновений позволяют значительно раздвинуть рамки возможностей при тактильном общении с компьютером. Прикосновение в двух точках позволяет перетаскивать и поворачивать объекты, изменять их размеры.

Хотя технология multitouch большинству знакома по использованию в смартфонах, настоящая революция должна произойти при массовом применении этой технологии при управлении компьютерами. Вышедшая Microsoft Windows 7 уже поддерживает эту технологию, открывая перед разработчиками "железа" и программного обеспечения широчайшие возможности. Производители компьютеров и мониторов предлагают все больше и больше продуктов, использующих технологию multitouch в Windows 7. Технологически операционная система может поддерживать неограниченное число одновременных прикосновений, что открывает безграничные возможности.

Большинство устройств, существующих на рынке, поддерживают два или четыре касания, однако нет сомнений, что их число будет расти, а сферы применения - множиться с каждым днем. Уже появились опытные образцы, способные одновременно воспринимать до 50 касаний. Чем большее число касаний сможет воспринимать и обрабатывать устройство, тем большее число пользователей смогут общаться с ним одновременно.

Умные вещи

Сейчас вы можете просматривать фотографии на компьютере, небрежно листая их прикосновением к экрану, при необходимости увеличивая их или отдельные элементы, произвольно поворачивать их и создавать из них коллажи.

Одним из наиболее впечатляющих приложений является Microsoft Surface Globe, в котором используется multitouch для перемещения по виртуальному глобусу, кручения его прикосновением пальцев, остановки в выбранной точке - увеличении отдельных участков - их приближении, повороте на нужный угол. Конечно, потребуется некоторое привыкание, поначалу глобус кажется непослушным, однако уже через пять-десять минут работа с ним превращается в сплошное удовольствие.

Microsoft Surface Globe вошел в пакет приложений Microsoft Touch Pack, которые позволяют увидеть те возможности, что предоставляет интерфейс multitouch, пусть даже и на примере забавных игр. Например, Microsoft Surface Lagoon имитирует водную среду, где "плавают" красивые рыбки, которые "пугаются" от вашего прикосновения к экрану. Естественно, что от прикосновений к "поверхности воды" на ней образуются круги. Все это создает чрезвычайно достоверную иллюзию, которой невозможно достичь при использовании мыши, а тем более клавиатуры. Игра Microsoft Blackboard демонстрирует возможности решения головоломок при помощи различных деталей - вентиляторов, качелей, воздушных шаров, используя multitouch. В то же время очевидно, что аналогичным образом можно "рисовать" схемы на экране компьютера, выбирая прикосновениями нужные элементы, соединяя их линиями и не используя при этом ни специальных планшетов, ни мыш.

На самом деле это только первое очевидное проявление технологии multitouch, поскольку в исследовательских лабораториях Microsoft пошли уже значительно дальше. В корпорации не сомневаются, что управление при помощи прикосновений к интерактивным поверхностям станет главной тенденцией следующих десятилетий. Еще в 2007 году появилась концепция сенсорного стола Microsoft Surface ("поверхность"), ряд возможностей которой воплощается на экранах доступных в настоящее время ноутбуков. Расположенные под поверхностью стола специальные проекторы и устройства позволяют не только считывать прикосновения, но и определять форму и размеры оказавшегося на столе объекта. Такой "умный стол" сможет самостоятельно определить, что на него положили телефон, и, связавшись с ним через Bluetooth или Wi-Fi, вывести на свою поверхность перед пользователем папки с фотографиями, музыкой и другим контентом, предоставив ему возможность несколькими касаниями пальцев достать их, увеличить, повернуть к собеседнику - то есть обращаться с ними как с обычными бумажными фотографиями.

Этот стол может оказаться интересным и для любителей шахмат, карточных, компьютерных игр, пошаговых стратегий. Ведь он позволяет использовать сразу и реальные, и виртуальные объекты. Вы можете играть в шашки или шахматы с соперником, находящимся за тысячи километров от вас, и при этом использовать привычные вам деревянные фигуры, правда, фигуры соперника будут при этом виртуальными.

Сплав реального и виртуального на интерактивном столе Microsoft Surface продемонстрировали разработчики из Университета Карнеги-Мелона, приспособив к новым технологиям игру Dungeons & Dragons, в которой реальность плавно перетекает в виртуальное пространство. Вы можете вбросить совершенно реальный кубик, который, ударившись о поверхность стола, приобретет дополнительные грани, а выпавший результат тотчас преобразуется в соответствующие ходы. Хотя фишки, находящиеся в "реальном мире", все же придется передвигать самостоятельно. Кстати, этой осенью один из столов был выставлен на аукцион eBay за небольшую сумму в 10 000 долларов.

От игр к делу

Однако игрушки игрушками, а на самом деле multitouch-технология имеет более чем прозрачное бизнес-будущее. В Microsoft предполагают, что с их помощью можно будет создать рабочую среду совершенного нового уровня. Дело в том, что компьютерные вычисления все больше перемещаются в так называемые облака, доступ к которым есть в любом месте, где есть интернет. Одной из их особенностей является то, что приложения и данные, с которыми непосредственно работает пользователь, находятся как раз в "облаке". Обращение к этому облаку происходит при помощи различных устройств - как привычных нам десктопов, так и при помощи мобильных устройств. В любом случае интерфейс будет использовать возможности "ручного управления" путем прикосновения к экрану. Это уже стало реальностью в мобильных устройствах и неизбежно придет и в офисные компьютеры. Таким образом, информация действительно будет на кончиках пальцев, в буквальном смысле реализуя известную концепцию Билла Гейтса о том, что любая информация должна быть доступной "здесь и сейчас". И, как считают разработчики, использование сенсорных экранов и управления при помощи касания пальцами позволит значительно упростить взаимодействие человека с компьютерами, точнее, с "умными поверхностями", которые сами будут общаться между собой.

К примеру, ноутбуки Lenovo с сенсорным экраном, поддерживающим multitouch, оснащены функцией Simple-Tap, позволяющей управлять аппаратными настройками прямо на дисплее. Эта функция вызывается с помощью двойного клика по экрану двумя пальцами - вариации классического двойного нажатия. С помощью сенсорного экрана или "многоточечного" тачпада гораздо проще изменять масштаб документов, прокручивать веб-страницы. В целом технология multitouch уменьшает количество "переключений" между клавиатурой и тачпадом, упрощая взаимодействие с компьютерными программами. Эта технология реализована в ноутбуках Lenovo ThinkPad T400s и ThinkPad X200 Tablet. Сенсорный дисплей в T400s поддерживает одновременное управление с помощью четырех пальцев: такая возможность полезна для сложных операций в графическом редакторе или CAD-системе. В мобильных компьютерах Lenovo также используется "многоточечный" тачпад. В частности, такими тачпадами оборудованы нетбук Lenovo IdeaPad S12 и ультрамобильный ноутбук IdeaPad U350.

Компания Fujitsu предлагает два ноутбука-трансформера, которые оснащены экранами с функцией мультисенсорного ввода. Благодаря вращающемуся экрану ноутбук можно легко превратить в планшетный компьютер. Особенностью моделей LIFEBOOK T4310 и T4410 является поддержка технологии Windows 7 Touch: взаимодействие с компьютером осуществляется многофункциональным пером или движением пальцев по экрану, вплоть до распознавания почерка. Технология Dual Digitizer, встроенная в широкоформатный дисплей, обеспечивает точный и надежный ввод данных с использованием пера или посредством прямого прикосновения к экрану.

Пользователи могут редактировать данные или, например, воспроизводить видеоролики, просто прикасаясь к элементам управления на экране пальцами или пером. На интуитивном уровне можно приближать изображения, прикасаясь к экрану и выполняя специальные жесты, увеличивать или уменьшать размер открытых окон, прокручивать текст и листать страницы. Компьютер также способен распознавать рукописный текст, нарисованный на экране с помощью пера, и тут же переводить его в цифровую форму. Технология ввода посредством одного касания всего лишь заменяет мышь, в то время как новые компьютеры распознают несколько касаний одновременно, что существенно расширяет возможности. Теперь пользователь может вводить в компьютер сложные команды просто движением пальцев.

Корпорация HP этой осенью представила сразу три модели, в которых реализована поддержка multitouch, все они получили приставку TouchSmart. Среди них один ноутбук HP Pavilion dv3 и два десктопа HP TouchSmart600 PC и HP TouchSmart300, кроме этого изменения коснулись и планшетного компьютера TouchSmart tx2, в котором изменилась конфигурация. Десктопы HP TouchSmart выполнены в формфакторе моноблока - плоского экрана со сторонами 16:9 с диагоналями 20 и 23 дюйма соответственно. Во всех четырех решениях используется программное обеспечение Microsoft Windows 7 и HP TouchSmart 3.0 - пакет новейших приложений с поддержкой сенсорных технологий, который включает в себя программу TouchSmart Canvas для работы с фотографиями, позволяющую каталогизировать и редактировать фотографии росчерками на сенсорном экране. А также программу TouchSmart Live TV, которая позволяет не только просматривать телепередачи, но и осуществлять запись и ставить передачу на паузу.

Комментарии
Прямой эфир