Железная дорога жизни
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/default_images/DefaultPic12_2.jpg?itok=PspakTdy)
Минрегион России, судя по результатам визита министра регионального развития Виктора Басаргина в Туву, всерьез взялся за отстаивание инфраструктурных проектов. В условиях, когда реализация ряда таких проектов оказалась под вопросом, министерство прилагает все усилия, чтобы отстоять самые знаковые из них, влияющие на жизнь целых регионов. Министерство намерено вытащить глубинку из экономической ямы, вкладываясь в инфраструктуру и развивая инвестиционные проекты на паях с частным бизнесом. На этот механизм, получивший название государственно-частное партнерство (ГЧП), чиновники возлагают большие надежды. Успешное развитие одного из таких мегапроектов - строительство в Туве железнодорожной линии Курагино-Кызыл в увязке с освоением крупного Элегестского угольного месторождения - должно успокоить правительство, оно не ошиблось в своих чаяниях.
Виктор Басаргин вместе с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом, замгубернатора Красноярского края Михаилом Кузичевым, председателем совета директоров Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Александром Гнусаревым и его коллегой из Енисейской промышленной компании (ЕПК) Дмитрием Сахно провели в прошлую пятницу расширенное совещание, на котором обсуждался ход строительства железной дороги. Присутствие на совещании крупных бизнесменов объясняется финансовым участием ЕПК, входящей в состав ОПК, в этом проекте. Железная дорога в "золотой шкатулке", как еще называют республику, обойдется в 98,6 млрд рублей. Половину от этой суммы выделяет Минрегион, другие 50% - ЕПК.
Тувинцы ждут "железку", протяженность которой превысит 400 км, как манну небесную. У республики сегодня только одна связь с "большой землей" - федеральная трасса М-54 "Енисей", по которой и проехать-то подчас невозможно из-за схода лавин на перевалах. Отсюда и экономическая отсталость региона, и его 75-процентная дотационность, и безразличие инвесторов. ГНИУ "Совет по изучению производительных сил" при Минэкономразвития и РАН уже подсчитало экономическую выгоду от реализации проекта: ежегодно в центр будут поступать почти 12 млрд рублей, а в региональный бюджет - 5,4 млрд. Валовый региональный продукт республики вырастет в 4 раза - до 95 млрд.
На совещании Виктор Басаргин назвал железную дорогу Кызыл-Курагино "дорогой жизни" для Тувы. "Это составная часть долгосрочной комплексной программы развития транспортной инфраструктуры страны. Поэтому даже в условиях кризиса государство не отказывается от своих обязательств по софинансированию проекта", - заявил министр и пообещал республике всяческое содействие, учитывая ее огромный потенциал.
Региону есть что предложить инвесторам: Тува обладает богатейшими залежами полезных ископаемых, и тем более обидна ее экономическая отсталость. ЕПК первой подобрала ключик к "золотой шкатулке", начав строительство железной дороги и разработку Элегестского месторождения коксующихся углей. Это месторождение - одно из крупнейших в мире, его запасы превышают 900 млн тонн. Выходит, что ГЧП выгодно всем его участникам.