Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

"Небо остается уделом людей смелых и мужественных"

"Безусловно, у нас должно быть праздничное настроение, но начать мы должны с печальной ноты" - так во вторник в подмосковном Жуковском премьер-министр России Владимир Путин открывал аэрокосмический салон "МАКС-2009". В воскресенье трагически погиб командир "Русских витязей" гвардии полковник Игорь Ткаченко. Выступление его пилотажной группы должно было стать одним из ключевых моментов в показательной программе выставки. Поэтому первый день работы МАКСа-2009 начался с минуты молчания
0
"Суперджет" поднялся в небо вместе с истребителем (фото: Дмитрий Коробейников)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Безусловно, у нас должно быть праздничное настроение, но начать мы должны с печальной ноты" - так во вторник в подмосковном Жуковском премьер-министр России Владимир Путин открывал аэрокосмический салон "МАКС-2009". В воскресенье трагически погиб командир "Русских витязей" гвардии полковник Игорь Ткаченко. Выступление его пилотажной группы должно было стать одним из ключевых моментов в показательной программе выставки. Поэтому первый день работы МАКСа-2009 начался с минуты молчания.

Когда Путин произносил слова соболезнования, за спиной у слушавших стояли четыре пилота из "Витязей". Они низко опустили головы и спрятали руки за спину, как будто еще раз переживали ту трагическую ситуацию.

Премьер продолжал:

- Эта трагедия напоминает нам, что даже когда человек все может, небо остается уделом людей смелых и мужественных.

"Витязи" молча слушали. А после этих слов ушли в шале Военно-воздушных сил. Помянуть Ткаченко. На этом МАКСе у них не будет показательных полетов...

Но МАКС - это все-таки шоу и площадка для коммерческих сделок. От этого никуда не уйти. Здесь мы впервые демонстрируем одни из самых перспективных авиационных проектов последних лет: среднемагистральный пассажирский самолет "Сухой-Суперджет-100", новый транспортник Ил-96-400, многоцелевые истребители Су-35 и МиГ-35, учебно-тренировочный Як-130. С этими машинами российский авиапром собирается прорваться на внутренний и международный рынки. Это желание могут подкрепить и инвестиции. С 2004 года объем инвестиций в авиапромышленность увеличился в двадцать раз. Только в этом году было потрачено 80 миллиардов рублей на модернизацию производства и закупку отечественных самолетов. За такие деньги пора бы и спросить с авиапроизводителей.

Собственно, Путин и спросит, но позже. Пока же премьер смотрел на выступление новенького МиГ-29 ОВТ. На этом самолете установлены двигатели с изменяемым вектором тяги. Это настоящий акробат. Хочешь - развернется на месте. Хочешь - кувыркнется через хвост. Хочешь - может выполнить другие немыслимые пируэты. Тут же в небо поднимается "Сухой-Суперджет". Это конечно же не истребитель, но пилоты с легкостью выполняют каскад фигур, которые показывают, что новая российская машина действительно удалась. На статической площадке все желающие смогут увидеть салон нового самолета. Как и обещали конструкторы, значительно комфортабельнее и удобнее, чем у машин аналогичного класса.

Воспользовавшись паузой, премьер ушел в шале Военно-воздушных сил. Там он вновь встретился с "Русскими витязями". И здесь Владимир Путин снова вернулся к случившейся трагедии.

- Я, когда выступал, сказал, что это должен быть праздничный день для вас и для нас, - сказал премьер. - Но праздник омрачила трагедия. От себя и от Дмитрия Анатольевича приношу соболезнования. Это тяжелая потеря, тяжелая утрата. К сожалению, на 100% никто застрахован быть не может. Я надеюсь, что вы найдете силы справиться с бедой. Вы люди военные и сознательно выбрали этот путь.

- У летчиков есть один нюанс - чем быстрее приступим к работе, тем быстрее все встанет на свои места, - ответил один из "Витязей".

- Надо отдохнуть и успокоиться, - сказал премьер. - А дальше будет видно.

После этого Владимир Путин начал обходить стенды российских экспонентов. Первой стала экспозиция Роскосмоса. Здесь представлены новейшие аппараты спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и перспективный ракетоноситель "Ангара".

- В этом году мы успешно провели огневые испытания двигателя, - сообщил "Известиям" заместитель генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Александр Селиверстов. - В 2010 году у нас будет полностью готова первая ступень. А в первом квартале следующего года мы произведем пуск.

Рядом с "Ангарой" стенд конструкторского бюро навигационных систем НАВИС, разрабатывающего аппаратуру принятия сигнала ГЛОНАСС. Тут впервые представлен бытовой приемник. Маленькая коробочка, сопоставимая по размерам с аналогичными устройствами системы GPS.

- В конце этого года мы выпустим первую партию этих приемников на российский рынок, - говорит гендиректор КБ НАВИС Валерий Бабаков. - Это, конечно, эксперимент, мы только хотим проверить то, насколько они будут востребованы рынком. Проблема в том, что они немного дороже аналогичных устройств иностранного производства. Но в будущем мы планируем поменять в них чипы на более дешевые. И тогда мы действительно станем конкурировать с GPS.

Смог МАКС похвастаться и крупными контрактами. Например, подписано соглашение о том, что компания "Сухой" поставит Военно-воздушным силам 64 истребителя. Среди них - 48 новейших многофункциональных сверхманевренных Су-35С. Срок поставок - до 2015 года, и это самый крупный контракт в современной истории ВВС. Кроме того, было подписано соглашение, предусматривающее выделение ВЭБом $250 млн на приобретение 10 первых самолетов "Суперджет" для компании "Аэрофлот".

Тем не менее на МАКСе все было отнюдь не безоблачно. Премьер, проводя в рамках МАКСа совещание по развитию отечественного самолетостроения, обрушился с критикой на Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая по первоначальному замыслу должна была сконцентрировать все усилия на том, чтобы сделать отрасль рыночной и по-настоящему современной. Не получилось.

- Общая сумма долговых обязательств ОАК и ее дочерних обществ примерно 119-120 млрд рублей, причем порядка 64 млрд - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий, - говорил Путин. - Экономические трудности со всей очевидностью подчеркнули системные проблемы самой отрасли.

Задача - в максимально короткие сроки, за полтора месяца, разработать программу финансового оздоровления отрасли. И это еще было не худшее, что пришлось услышать от премьера руководителям ОАК.

- Целый ряд контрактов на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принес, как это ни странно, не прибыль, а одни убытки, - тут премьер сделал паузу. - Я прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию.

Какие именно ведомства должны проявить к этому интерес - он уточнять не стал. И так все понятно.

А еще на МАКСе Путин решил не изменять традициям. После посещения выставочных павильонов премьер купил себе мороженое и съел его. Два года назад, на авиасалоне "МАКС-2007", Путин сам выбрал себе мороженое. В этот раз глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов посоветовал премьеру сорт мороженого. Путин прислушался к совету руководителя крупнейшей госкорпорации, купил за 70 рублей. К слову, Путин лакомится мороженым не только на авиашоу. Несколько лет назад на выставке вооружений в Нижнем Тагиле Владимир Владимирович взял да и купил себе эскимо. Чему был свидетелем и корреспондент "Известий". Всех тогда поразило, что у президента был бумажник и реальные деньги...

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир