Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева: "Бороться за то, чтобы государство нам давало больше денег, бессмысленно. Вопрос в том, как зарабатывать самим"
- Статьи
- Культура
- Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева: "Бороться за то, чтобы государство нам давало больше денег, бессмысленно. Вопрос в том, как зарабатывать самим"

Ситуация со сменой руководителя Третьяковской галереи окончательно разрешилась, хотя и после почти двухмесячной заминки. Бывший гендиректор ГТГ Валентин Родионов пошел-таки на добровольное расторжение контракта и отправился на заслуженный отдых. Коллективу музея в понедельник официально представили Ирину Лебедеву - уже не в качестве временно исполняющей обязанности, а в роли полноправного и действующего босса.
Впрочем, представление это можно считать почти формальностью: Лебедева работает в Третьяковке более 20 лет, причем последние 4 года - заместителем гендиректора. Так что судить о доставшемся хозяйстве она может и по прежнему личному опыту, однако на новом посту предпочитает сначала вникнуть во все нюансы. О первых шагах и о дальнейших перспективах Ирину Лебедеву расспросил корреспондент "Известий".
вопрос: Примите поздравления со вступлением в должность - и сразу неизбежный вопрос: какова ваша тактика на ближайшую перспективу?
ответ: Пока что моя главная установка - анализ ситуации. Надо вникнуть во все, включая юридические моменты, что довольно сложно. Но без понимания этих вопросов двигаться дальше невозможно. Для меня совершенно очевидно (впрочем, я это знала и раньше): многие наши проблемы и проколы связаны с непроясненностью взаимоотношений различных структур. Бывает, что мы тратим огромные усилия, достигая результата, который нас самих не устраивает. Это самое принципиальное. Надо уяснить, как работа одного подразделения Третьяковской галереи может сказаться на деятельности других отделов или музея в целом. Многие сотрудники этого просто не осознают, так что выстроить процесс - дело руководства. Необходимость изменений есть, но важно понять, что именно и ради чего менять. Для этого потребуется некоторое время.
в: То есть кадровые перестановки не последуют моментально?
о: Прямо сейчас это было бы нелепо, глупо, самонадеянно. Хотя у меня и было полтора месяца на то, чтобы проанализировать положение дел, я все же избегала принятия окончательных внутренних решений - следовало увидеть сначала, что произойдет с назначением на должность и со статусом. Теперь этот период переходит в активную фазу. В любом случае, важно не наломать дров.
в: Сколько себя помню, в Третьяковской галерее все и всегда жаловались на острую нехватку бюджетных средств. У вас нет намерения всерьез побороться за увеличение бюджета?
о: Вообще-то бюджет музея складывается из того, что нам дает государство, и из того, что мы сами зарабатываем...
в: Я имею в виду обе составляющие.
о: Бороться за то, чтобы государство нам давало больше денег, я сейчас не вижу смысла. В условиях кризиса было бы хорошо, если бы сохранилось то, что есть. Финансирование урезают всем, и тут мы не исключение. Вопрос в том, как зарабатывать больше денег своими силами. И важно, чтобы весь коллектив осознавал такую задачу, не утыкаясь лишь в свои узкие сферы. Чтобы эта задача не казалась навязанной извне. Скажем, та же выставочная политика вполне могла бы рассматриваться в подобном ключе, при условии, что все в музее это осознают.
в: Подозреваю, что одними лишь прибыльными выставками музей не должен ограничиваться - есть еще и вопрос реноме, в том числе научного. Но если уж говорить о зрительских хитах: вам не кажется, что в последние годы большинство инициатив в этой сфере взял на себя Русский музей? Или вы не чувствуете конкуренции?
о: Конкуренция, наверное, есть. Однако и задачи, и возможности у нас несколько разные. Например, у них нет постоянной экспозиции ХХ века - поэтому они более свободны в использовании материала. Или взять авангард, который сегодня наиболее востребован: такая коллекция в Русском музее крупнее, это объективно. У них выстроена концепция, которую наши петербуржские коллеги давно реализуют. И в этом качестве мы соревноваться не планируем. Но есть намерения несколько другого рода. Если получится, как задумано, о них скоро все узнают.
в: Вопрос про недвижимость: сейчас уже понятно, что переезд галереи из прежнего здания на Крымском Валу в новое - не самая актуальная тема из-за кризиса. Ситуация подвисла, ничего не происходит. Вероятно, и строительство нового музейного корпуса в Лаврушинском переулке не скоро начнется?
о: Проделана огромная работа по подготовке этого проекта. Все готово для начала "нулевого цикла" строительства, и мы хотели бы приступить к нему как можно раньше. Нам этот корпус жизненно необходим - мы тогда сможем по-новому, с учетом современных мировых тенденций, представлять коллекции галереи.