Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Кинорежиссер Станислав Говорухин: "Наши фильмы гораздо вреднее западных"

В последнее время Говорухин стал снимать кино про лучшую часть человечества - "Благословите женщину", "Не хлебом единым" и новый фильм "Артистка". Со Станиславом Говорухиным встретилась обозреватель "Известий"
0
На "Мосфильме" завершены съемки нового фильма Станислава Говорухина (фото: Игорь Захаркин "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Картины Станислава Говорухина четко рифмуются по темам. Кино для юных — "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "В поисках капитана Гранта", "Пираты ХХ века". Фильмы для мужчин — "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок". Документальная публицистика — "Так жить нельзя", "Россия, которую мы потеряли", "Александр Солженицын", "Час негодяев", "Великая криминальная революция". А в последнее время Говорухин стал снимать кино про лучшую часть человечества — "Благословите женщину", "Не хлебом единым" и новый фильм "Артистка". Со Станиславом Говорухиным встретилась обозреватель "Известий" Вита Рамм.

вопрос: Вы разочаровались в мужском мире, Станислав Сергеевич?

ответ: Нет, просто пора отдать долг женщинам. Они — существа высшего порядка. Последние три картины — о них, более того, я и экранизацию рассказов Станюковича тоже посвящу женщинам.

в: Но мужчины, кажется, навсегда приватизировали мир и заставляют женщин жить по своим правилам. Вы считаете, это справедливо?

о: К светлым идеалам феминизма мои фильмы не имеют никакого отношения. Но я думаю, что, если бы мужчины прислушивались к женщинам, наш мир был бы более сбалансированным. Женщина — человек государственный. Мужчина думает о собственной карьере, о ближайших выборах, а женщина — о детях, о том, в какой стране им предстоит жить. То есть, она думает о будущем. Потому женщина в гораздо большей степени политик от природы, чем мужчина. Никто у нас не говорит: "Давайте уделим все внимание детям". У всех в голове и на языке только цифры.

в: Вы — продюсер собственной киностудии. Приносят ли вам сценаристы детские истории? 

о: Если бы у меня был бы интересный сценарий фильма для детей, я бы его, конечно, продюсировал. Сейчас главные деньги — у государственных телеканалов, а они-то как раз в детских фильмах и не заинтересованы. А раз нет денег, нет проката, то и сценаристы не хотят работать впустую.

в: Вы любите цитировать Жюля Верна "воспитывать, развлекая!", но мне кажется, что для современного кино актуально лишь второе слово. 

о: В том-то и дело, что мы в такой трудный период развития общества забыли об ответственности. Ведь кто ребенка воспитывает? Семья, школа, улица, литература и искусство, включая телевизор. Но посмотрите, что происходит. Школа ослабла, родители потеряли авторитет, потому что нищие, читать дети перестали, улица — криминальная... Остается искусство — кино и телевидение. Очень мощное воспитательное средство. Но те, кто вкладывают деньги в съемки фильмов и передач, хотят только заработать. Режиссеры тоже о воспитании не задумываются и ради денег готовы снимать все что угодно, хоть "Сволочей". Если только не появится новое поколение режиссеров, честных, понимающих, что гонка за рублем не есть главное правило в искусстве, то они смогут и воспитывать, развлекая. Девиз у режиссера должен быть один, как у врача: "не навреди!". А у нас в основном занимаются вредоносной фигней.

в: Да, на экране — сплошной досуг. Не помню, чтобы в фильме для молодежи герои имели профессию, работали. Кино утверждает, что жизнь есть праздник, а все, кто думает обратное, — мракобесы и ретрограды.

о: Когда в Думе обсуждался вопрос проката, я выступил против предложения квотировать соотношение зарубежных и отечественных картин. Во-первых, сам зритель проголосует рублем и выберет, что ему нужно, во-вторых, я сказал своим коллегам-депутатам, что наши фильмы гораздо вреднее западных. В голливудском кинематографе —годами отработанная система дозволенного, и есть принципы, через которые общество не позволит переступить. Потому и нашему зрителю эти фильмы не могут нанести морального ущерба. В отличие от нового русского кино, где абсолютное, на мой взгляд, отсутствие гражданского сознания и ответственности.

в: По указу президента должен открыться специальный детский телеканал. Может быть, там станут, как в прежние времена, вкладываться в создание кино для детей?

о: Многое из советских времен нужно возвратить. Дело не в ностальгии, а в прагматизме. Кому мешали, например, пионерские летние лагеря? Вспомните, сколько мужчин-педагогов тогда работало в школах и сколько сейчас. Это значит, что мужчина, работая в школе, не может сегодня содержать семью. Есть три святые профессии: учитель, врач и защитник Родины. Самые нищие на данный момент. А страна, где бедствует учитель, не имеет будущего.

в: "Артистка" выходит в прокат на этой неделе. Прежде просмотры шли в тестовом режиме. Свидетельствую, что реакция публики — восторженная. Но мне показалось, что вы скептически смотрите на бизнес-перспективы своего фильма.

о: Прокатной судьбы не будет. Хотя, все, кто смотрят, воспринимают хорошо, смеются так, что половину реплик не слышно. Надо отдавать себе отчет, что публика Дома кино — это не аудитория кинотеатров. Та же самая молодежь — она разная. Кто-то интересуется кино, а кто-то — пивом и "обжиманцами" на задних рядах. Был показ "Артистки" в Пятигорске. Зал на полторы тысяч кресел. Я перед началом сеанса посмотрел и сразу определил, что человек двести молодняка, случайно попавшего, уйдут во время сеанса. Так им и сказал: кино не для вас, будете уходить — делайте это тихо. Так и случилось, двести ушло... Правда, тысяча триста осталось.

Благословите женщину

В своем новом фильме "Артистка" Станислав Говорухин послал миру важную весточку: женщины, перестаньте страдать, займитесь наконец собой и ваша жизнь изменится. Задуматься над посланием режиссера можно в кинотеатрах, начиная с 30 августа. 

Главную роль в "Артистке" сыграла Евгения Добровольская. Актриса никогда не скрывала, что в своей творческой жизни отдает предпочтение театру (МХТ), семье (трое сыновей) и лишь потом — кино. Но ее появление на экране — всегда событие. Таким умением создавать характер мало кто у нас сегодня обладает.

Говорухин окружил героиню поистине блестящим ансамблем. Давно с таким наслаждением не играл Юрий Степанов — ему достался засидевшейся в женихах профессор паразитологии. Мария Аронова и Дмитрий Певцов, играющие семейную пару, явно получают удовольствие от остроумных словесных дуэлей. Михаил Ефремов, Светлана Немоляева, Кира Головко, Федор Бондарчук, Ирина Скобцева и отдельная радость — Александр Абдулов в роли театрального электрика и соседа по коммуналке. Видимо, только ради Говорухина Александр Гаврилович согласился на образ суетливого маргинала.

Каждому актеру в истории, сочиненной сценаристом Валерием Мухарьямовым, есть на что опираться. Говорухин — единственный сейчас у нас кинопрофессионал, о котором можно сказать: народный режиссер. И его фильмы советского времени, и документальные ленты, и работы последних лет всегда идеально совпадали с внутренними проблемами, над которыми в тот момент мучилось общество. Вспомните конец 1990-х. Законы в стране стали абстракцией. Всеобщее чувство беззащитности. Говорухин в фильме "Ворошиловский стрелок" предупреждает власти: осторожно, терпение народа не безгранично. Усиливаются попытки пересмотреть историю — другое послание, "Благословите женщину", и вслед — "Не хлебом единым".

Потому появление в биографии Станислава Сергеевича фильма "Артистка" не удивляет. Сегодня наш мир четко разделен. Где-то наверху происходит какая-то политическая борьба, но это не имеет никакого отношения к жизни простых людей. Вот им, то есть нам, и рассказывает режиссер чудесную и смешную историю актрисы, у которой столько же проблем, сколько у любой учительницы или секретарши. Денег нет, года идут, детей хочется... А если нет детей, то хотя бы по служебной лестнице на ступеньку подняться. События в "Артистке" развиваются быстро. У главной героини есть благополучная подружка ("четвертый раз замужем и всегда удачно"), у подруги — муж, у мужа —одноклассник... Правда, надо чуть-чуть женской хитрости применить, но — случается любовь. А раз на протяжении всего фильма ты героине сочувствовал, то и счастливому финалу аплодируешь от души.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир