Петербург вспоминает Маневича

В субботу в Санкт-Петербурге будут вспоминать Михаила Маневича. 18 августа исполняется 10 лет со дня одного из самых громких заказных убийств в России - вице-губернатора города на Неве Михаила Маневича.
Утром 18 августа 1997 года его автомобиль, поворачивавший с улицы Рубинштейна на Невский проспект, был обстрелян. Находившаяся в автомобиле супруга вице-губернатора получила ранение, сам Маневич - ранения в шею и грудь, несовместимые с жизнью.
Михаил Маневич родился 18 февраля 1961 года. В 1983 году окончил Ленинградский финансово-экономический институт. Здесь же защитился (темой его кандидатской диссертации стало "Управление в социальных и экономических системах"). Здесь же проработал до 1990 года - занимался исследовательской деятельностью. Однако наступившие девяностые внесли в жизнь свои коррективы.
Уже в 1990 году Маневича пригласили на работу в Ленинградский городской исполнительный комитет - в Комитет по экономической реформе, который возглавил тогда только что пришедший в Ленгорисполком Анатолий Чубайс.
Ленинградский исполком, а позднее - администрация Санкт-Петербурга - в тот момент стал "кузницей кадров", где пробовали себя не только "младореформаторы" ельцинской эпохи, но и будущие деятели эпохи путинской. Так, в начале 90-х городскими финансами заведовал будущий глава Минфина Алексей Кудрин. Одновременно с Маневичем должность заместителя председателя Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) в 1992 году занимал будущий руководитель Госкомимущества РФ Альфред Кох - позже он был переведен в Москву, а Маневич возглавил комитет. С 1994 года его новым заместителем стал прибывший из Омска будущий министр экономического развития, промышленности и торговли Герман Греф. Осенью 1997 года, после убийства Маневича, Греф заменил его на постах вице-губернатора и главы Комитета по управлению городским имуществом.
Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман хотя и не прошел школу петербургской администрации, но, без сомнения, принадлежит к так называемой "питерской команде". В те годы Рейман работал заместителем по развитию в Ленинградской городской телефонной сети, но с Михаилом Маневичем был знаком довольно близко.
Вот как он отзывается об бывшем вице-губернаторе: "Это был светлый, яркий, энергичный человек, очень пассионарный. Надо понимать, что означало в те годы стоять у руля организации, регулирующей приватизационные процессы во второй столице страны. Время было непростое - перед руководителями такого уровня стояли сложные задачи, которые ранее решать не приходилось, к ним было приковано внимание самых разных структур, а ответственность была огромной. Требовалось настоящее мужество, чтобы сохранять в таких условиях трезвую голову и оставаться порядочным человеком с мышлением государственника. Михаилу это, без сомнения, удавалось".
Получив должность председателя КУГИ, Маневич оказался на переднем крае. Он участвовал в создании законодательной базы приватизации, в разработке государственных программ приватизации и жилищно-коммунальной реформы. В условиях непростого перехода российской экономики на новые - рыночные - рельсы Маневич неминуемо оказался на перекрестке интересов множества сил, боровшихся за собственность в России 90-х годов. Очевидно, для кого-то фигура чиновника, стремившегося цивилизовать процессы приватизации и поставить их под контроль государства, стала серьезным препятствием, что и послужило причиной убийства Маневича...
С годами пена слухов, домыслов, пафоса постепенно уходит. И на день памяти Михаила Маневича в Петербурге соберутся те, кто действительно знал и любил этого человека. Не для того, чтобы "отдать долг", а для того, чтобы вспомнить.