Кто выселяет Наину Ельцину из Барвихи?
Во вторник ряд российских СМИ распространил сенсационную новость: накануне "сороковин" со дня смерти Бориса Ельцина его вдова Наина якобы получила предписание немедленно освободить госдачу в Барвихе. Эта дача была предоставлена ее супругу в пожизненное пользование после ухода в отставку. "Известия" выяснили подробности этой сенсации.
Со ссылкой на источники "в окружении ельцинской семьи" во вторник СМИ сообщали, что Наина Ельцина "была как минимум удручена" такой бестактностью и сейчас вынуждена в спешном порядке "паковать чемоданы". Кому понадобилось именно на сороковой день посылать вдове такое уведомление? Это настолько не вяжется ни с христианскими традициями, ни со светскими представлениями о приличиях, что заставило усомниться в достоверности этой информации.
- И все-таки я утверждаю, что такое уведомление было, - настаивал в беседе с "Известиями" депутат Госдумы Александр Хинштейн (это с его слов информация о выселении вдовы распространилась в СМИ). - Мне достоверно известно, что Наина Ельцина получила его за день или два до "сороковин". Не думаю, что кто-то по злому умыслу подгадывал к этой дате. Вероятно, пославший уведомление просто не удосужился просчитать, когда оно будет получено адресатом.
Ситуацию попытался прояснить "Известиям" бывший глава Службы президентского протокола Владимир Шевченко. Он проработал с Ельциным 16 лет и оставался рядом после того, как первый президент России вышел в отставку.
- Чушь собачья - не было никакого предписания, - эмоционально заявил Шевченко. - Наина Иосифовна, вся ее семья и близкие - все мы конечно же знаем, что дача была оставлена в пожизненное пользование именно Борису Николаевичу как первому президенту России. Следовательно, после его смерти дача должна быть освобождена - с этим никто и не спорит. Но сейчас, когда еще, как говорится, душа не успокоилась, и тем более именно на сороковой день - никто Наину Иосифовну не тревожил и тревожить в ближайшее время не собирается. Более того, я ей даже не сообщал обо всех этих разговорах - вы что хотите, чтобы ее инфаркт хватил?!
В Федеральной службе охраны, на балансе которой находится дача в Барвихе, "Известиям" также опровергли информацию о выселении Наины Ельциной.
- Не было ни решений о ее переселении, ни тем более конкретных действий, - сказал представитель ФСО Сергей Девятов.
Тем не менее слухи возникли не на пустом месте. Дело в том, что по закону ушедший на покой глава государства получает в пользование госдачу, которая в случае его смерти отходит государству. Однако в течение какого срока после смерти дача должна отойти государству, в законе не говорится.
- Если что-то не оговорено буквой закона, то это переходит в сферу внутреннего понимания ситуации и такта, - считает Шевченко. - Наина Иосифовна понимает, что она не будет жить на этой даче. В ФСО тоже понимают, что требовать мгновенно освободить помещение было бы неправильно. Мне кажется, Наине Иосифовне должен быть предоставлен для переезда срок в течение года.
В принципе, вдове первого президента есть где жить - семья Ельциных еще в 1995 году приватизировала дачу в Горках-10. Но там еще не окончен ремонт. Обе дочери, Татьяна и Елена, также живут в Барвихе, по соседству с дачей, где до последних дней жил Ельцин. Есть еще и квартира в Москве на Осенней улице.
Впрочем, у этой истории возможен совершенно неожиданный поворот: не исключено, что дача, где провел последние годы Борис Ельцин, будет оставлена его вдове в пожизненное пользование. Об этом со ссылкой на ФСО "Известиям" сообщил Александр Хинштейн.
- Никаких нормативных актов по поводу выселения вдовы Бориса Ельцина не было, - сказал Сергей Девятов, тем самым косвенно подтверждая информацию депутата. - Я не вижу причин, почему она должна освобождать дачу.
Кроме того, за Наиной Ельциной сохранилась охрана. Разговор об охране и проживании якобы имел место 1 июня, когда на сороковой день после смерти Бориса Ельцина президент Владимир Путин приехал в Барвиху и выразил свои соболезнования Наине Иосифовне.
После смерти бывшего президента России членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти, сохраняется право на пользование служебным автотранспортом, а также право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти экс-президента.