Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Одессе отказались переименовывать улицы Жуковского и Бунина
Интернет и технологии
В России разработали виртуального режиссера
Мир
Американский постпред при ООН не упомянула США в контексте бомбардировок Нагасаки
Мир
Белый дом заявил о разработке механизма изъятия замороженных российских активов
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Рябков объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Недвижимость
Цены на аренду элитной недвижимости в Москве рекордно выросли
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Небензя назвал целью резолюции США по ядерному оружию в космосе очернение РФ
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Экономика
Совфед заблокировал проект о запрете спиртного в прикассовой зоне
Мир
Замглавы МИДа Панкин пообещал ответ в случае конфискации активов РФ
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В США допустили отказ от помощи Украине до выборов
Мир
Политкоординатор РФ в СБ ООН указала на политизированность дипломатов США

Роковой танец и всемирный заговор

Вообще, это надо было додуматься - посвятить памяти безвременно ушедшей из жизни Любови Полищук две самые одиозные программы: "Максимум" и "Чистосердечное признание"! В эти печальные дни было много посвящений замечательной актрисе - канал "Культура" в день ее похорон заменил очередной выпуск "Культурной революции" на "Линию жизни" с ее участием. "Первый канал" на девятый день вместо программы о погибшем несколько лет назад Андрее Ростоцком поставил в эфир удивительно нежную и пронзительную программу Бориса Бермана и Ильдара Жандарева.
0
Ирина Петровская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вообще, это надо было додуматься - посвятить памяти безвременно ушедшей из жизни Любови Полищук две самые одиозные программы: "Максимум" и "Чистосердечное признание"! В эти печальные дни было много посвящений замечательной актрисе - канал "Культура" в день ее похорон заменил очередной выпуск "Культурной революции" на "Линию жизни" с ее участием. "Первый канал" на девятый день вместо программы о погибшем несколько лет назад Андрее Ростоцком поставил в эфир удивительно нежную и пронзительную программу Бориса Бермана и Ильдара Жандарева о "Любе, Любочке, Любаше".

Программа "Максимум" не могла позволить себе чистое воспоминание. Ее авторов интересуют скандалы, интриги, расследования. Они и пытались по горячим следам расследовать, что стало причиной тяжелой болезни актрисы. Причину обнаружили в знаменитом эпизоде жаркого танго из фильма "Двенадцать стульев", где Андрей Миронов бросает свою партнершу на пол, оказавшийся цементным: участники съемочной группы, засмотревшись на блистательный танец, якобы забыли вовремя подложить матрас.

Программа "Чистосердечное признание", вышедшая в эфир того же НТВ днем позже, задалась целью поведать зрителям истинную правду о жизни и болезни Любови Полищук, обещая в анонсах эксклюзивные интервью ее мужа и дочери и вообще все сугубо эксклюзивное.

Эта программа, из недели в неделю потчующая зрителей "эксклюзивом" из жизни педофилов, маньяков, каннибалов и прочих исчадий ада, сама по себе не место для нормальных людей, особенно только что ушедших из жизни. Тем более что закадровый голос остался тем же, что обычно сообщает об очередном злодеянии очередного урода-душегуба. Не нарыв ничего эксклюзивного — что эксклюзивного может быть в болезни и смерти светлого талантливого человека, — авторы были вынуждены по-своему интерпретировать те или иные события, происходившие с актрисой. Вроде того, что когда-то гадалка нагадала ей большую славу и казенный дом. Сама Полищук думала-де поначалу, что казенный дом — тюрьма, потом решила — театр. "И лишь недавно стал ясен истинный смысл предсказания: это больница".

Любопытно, что аморальнейшая из программ впадает здесь в морализаторство, осуждая газеты, написавшие много всякой дребедени о болезни Полищук. И — разоблачает миф о том самом роковом танце и падении на цементный пол, что якобы и послужило детонатором тяжкого заболевания. И режиссер-постановщик "Двенадцати стульев" Марк Захаров, и второй режиссер картины, и дочь актрисы полностью опровергают эту версию, называя ее обычной актерской байкой.

Помилуйте, господа хорошие, да вы сами на том же канале вчера рассказывали ту же байку, выдавая ее за непреложный факт! Вы зрителя-то пощадите — ему зачем голову морочить? И какое в конце концов все это имеет значение, когда человека уже нет и нет, казалось бы, больше поводов копаться в его биографии, выискивая в ней нестыковки, мистические совпадения и интимные подробности, а при этом попутно сообщая, что сама Любовь Полищук ненавидела вторжение чужих в свою частную жизнь и была максимально закрытой для прессы. И Сергей Цигаль, ее муж, уверяет, что никогда не откроет журналистам всей правды о ее болезни, поскольку это личное дело семьи.

Авторам "Чистосердечного признания" это по барабану. Не откроете — не надо. Мы сами нароем — слухов, версий, баек. Сами домыслим, сами интерпретируем. Главное — ковать железо, пока горячо, пока зрители потрясены, пока готовы смотреть все, что связано с именем их любимицы. Сгодится и криминальное "Чистосердечное признание", хотя криминала здесь так и не накопали. Впрочем, светлой памяти актрисы даже "ЧП" не осквернило, столкнувшись с тем, что называется сопротивлением материала. Впервые, пожалуй, эта шокирующая программа так и не смогла вывести повествование на привычный для нее скандальный, эпатирующий публику манер, как ни старался леденящий душу голос за кадром, сулящий поведать "всю правду о жизни и болезни Любови Полищук".

Теперь резко меняем тему, хотя кое-что общее с предыдущей в ней тоже имеется. В минувшие выходные канал НТВ показал двухсерийный документальный фильм Алексея Поборцева "Союз нерушимый". 15 лет назад рухнул великий и могучий Советский Союз, казавшийся навеки нерушимым, и журналист скрупулезно восстанавливает события того драматического времени. Он предоставляет слово непосредственным участникам тех событий — бывшим президентам Украины и Белоруссии Леониду Кравчуку и Станиславу Шушкевичу, президенту СССР Михаилу Горбачеву, членам ГКЧП, Грачеву, Гайдару, Бурбулису, двум братьям-близнецам, тогда офицерам Черноморского флота, оказавшимся по разные стороны "баррикад".

Из множества мнений и свидетельств вырисовывается объемная картина исторической драмы, которая, увы, была предопределена, и 8 декабря 1991 года лидеры трех союзных государств не пустили страну под откос по пьяной лавочке, а, по словам Сергея Шахрая, лишь выписали справку о смерти. СССР был обречен на гибель с сентября 1985 года, когда рухнули цены на нефть и великая держава превратилась в банкрота.

Алексей Поборцев показывает много кадров хроники последних лет существования Союза: голые прилавки, толпы озверевших голодных людей, приступом берущих магазины, "колбасные электрички", идущие в столицу из других городов, танки на улицах Риги, Вильнюса, Тбилиси и Москвы. Члены ГКЧП, думая спасти страну от развала и удержаться в собственных креслах, лишь ускорили драматический финал.

Но вот чего точно не было, утверждают почти все участники фильма, так это всемирного или какого-то другого заговора: "Зачем американцам был нужен этот бардак на огромной части суши?" Бывший посол США в СССР уверяет, что США как раз наоборот пытались помочь сохранить Советский Союз — Америку пугал неконтролируемый и стремительный развал ядерной державы. А герои фильма признаются в том, что в какой-то момент государство перестало контролировать и границы, и вооруженные силы. Предоставленные самим себе офицеры и солдаты доходили до крайности. Так, на Украине два матроса, задраившись в отсеке подводной лодки, отказались принимать украинскую присягу и были готовы в знак протеста взорвать лодку. К счастью, катастрофы тогда не случилось.

Поборцев сделал фильм в лучших традициях старого НТВ. Он сам не дает оценок, не делает выводов и тем более избегает пафоса. Наверное, как человеку, прожившему полжизни в Советском Союзе, ему тоже жаль, что все так вышло. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения, и журналист, восстанавливая ход той истории, предоставляет зрителям возможность самим подумать и решить, могло ли тогда все сложиться иначе и скольких жертв избежали жители бывшего СССР в результате относительно мирного "развода" 8 декабря 1991 года.

И вот заканчивается фильм Алексея Поборцева и начинается программа "Реальная политика" Глеба Павловского на том же, повторю, канале НТВ. А одна из тем программы — 15-летие распада СССР. И комментарий политтехнолога-телеведущего: "Беловежские соглашения — самый удачный всемирный заговор". И дальше что-то уж совсем несусветное: типа непотребство, удачный заговор, положивший начало международному терроризму бен Ладена и американской мировой гегемонии.

Ну, господин Павловский — известный мастер огороды городить. Это как раз неудивительно. Удивительно, как на одном канале, в одном, так сказать, флаконе умещаются прямо противоположные мнения и оценки. Не было заговора — уверяют герои фильма Поборцева, был распад, крах страны, полный бардак, пугающий и своих, и чужих. Был заговор — да какой! Всемирный! — заклинает Павловский, а у зрителей заходит ум за разум, как и в предыдущем случае с историей болезни актрисы, когда в одной программе уверяли, что ее роняли на цементный пол, а в другой — что это всего лишь актерская байка. Такое вот "многообразие мнений".

Комментарии
Прямой эфир