Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Сгорела на земле, зажглась на небе

В 1974 году в закрытом военном архиве, куда меня допустили как спецкора "Известий", я обнаружил одно загадочное дело. Оно оканчивалось справкой: "Олешко Валентина, 1924 года рождения, из города Алейск Алтайского края, бывшая советская разведчица, радистка была заброшена с группой в ближний тыл противника. На связь с центром выйти не смогла. Добровольно сдалась в плен. По непроверенным данным, состоит агентом фашистской разведки". В деле упоминалась фамилия советского офицера, который инструктировал и засылал ее.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 1974 году в закрытом военном архиве, куда меня допустили как спецкора "Известий", я обнаружил одно загадочное дело. Оно оканчивалось справкой: "Олешко Валентина, 1924 года рождения, из города Алейск Алтайского края, бывшая советская разведчица, радистка была заброшена с группой в ближний тыл противника. На связь с центром выйти не смогла. Добровольно сдалась в плен. По непроверенным данным, состоит агентом фашистской разведки".

В деле упоминалась фамилия советского офицера, который инструктировал и засылал ее. Этот офицер оказался жив, мне дали его московский адрес. Я нашел его. При встрече он подтвердил, что готовил Валю Олешко к работе в тылу врага. А что она на немцев работала - вранье, быть не могло. Он за нее ручается...

Из документов я узнал, что вначале Валю, в шинельке учащейся ремесленного училища, посылали по тылам 18-й немецкой армии, блокировавшей Ленинград. Она ходила, возвращалась, докладывала, что видела, - в глухих местах были проходы через фронт. А затем Валю-радистку и еще шестерых разведчиков уже самолетом отправили через фронт в Гатчинский район Ленинградской области к партизанам. Условный знак приземления - пять костров на лесной поляне. Их встретили люди в штатском, говорившие по-русски, знавшие пароль и отзыв.

Это оказались офицеры Абвера. Всех наших обезоружили и повели в деревню Лампово. Пленные готовились к допросам и пыткам. Но Абвер работал тоньше. Их привели на деревенскую свадьбу. Шнапс, самогон... Разместили в отдельной избе. Оказалось, что в этой деревне - десятки советских военнопленных. Дело, конечно, не в шнапсе. Немцы надеялись хитрыми уловками сломить дух наших людей. Но Валю не сломали. Вместе с подругой Леной Микеровой она собирает в группу преданных родине людей. У них рождается фантастический план. В Лампово базируется армейское отделение Абвера под командованием майора Вакенбарта. Его похищение - цель заговорщиков. Может, это и удалось бы, но их предал один из военнопленных, некто Клыков.

Я побывал в Лампово, узнал, что один из бывших военнопленных, Семен Разутов, живет в Гатчине. Заехал в Гатчинский отдел КГБ. Там дали его адрес, по которому я и отправился. Позвонил в дверь. Открыл мужчина лет пятидесяти. Я предъявил удостоверение. "И что?!- нервно вскрикнул он. - Я свою десятку отсидел от и до".."Не о вас речь, - успокоил я его. - Вам знакомо имя Вали Олешко?". Он вздрогнул, провел меня в комнату мимо выглянувшей из кухни жены. "Валя... Как же! Красивая девчонка была. Пела под гитару "Катюшу", "Три танкиста". Я влюблен в нее был, но она не жаловала меня - пил я. А конец, верно, вы знаете?"

Я отвечал туманно. Вздохнув, он сказал, что один из наших пленных спьяну проговорился, что его с Клыковым посылали копать яму неподалеку от лесной дороги. После Валю и других "заговорщиков" привезли к этой яме и расстреляли. "Это я видел"...

Съездил я и на родину Валентины - в Алейск. Из родственников в живых застал лишь ее дядю. Он передал мне ее письма матери. Отец Вали, капитан Иосиф Олешко погиб на фронте. Мать, Галина Семеновна, умерла незадолго до моего приезда. Еще в войну ей в ответ на запрос сухо сообщили: "Олешко В.И. пропала без вести". Позже я выяснил, что немцы, отступая, оставили компромат на Валю и ее группу...

Подробно эту историю я описал в документальной повести "Подвиг разведчицы". Планировалось печатать ее в "Известиях" с продолжением, и первый кусок уже стоял в номере. Но в последнюю минуту цензор требует снять материал. Я иду к главному редактору, Льву Николаевичу Толкунову, с документами. Он ставит на полосе подпись - под свою ответственность. Первый кусок выходит в свет. Но их четыре. На следующий день цензор запрещает печатать продолжение. Главный - на совещании в Верховном Совете. Еду в КГБ. Там свои доводы: а вдруг эта Валя жива и в газетах ФРГ появятся ее фото и интервью? Был жесткий разговор, но все ж полковник позвонил цензору, и дальше уже не препятствовали.

...Через год на перекрестке дорог при подъезде к Гатчине появился памятник. На камне высечена надпись: "Здесь похоронено свыше четырех тысяч советских патриотов, погибших от рук фашистских палачей в 1941-1944 годы, и герои документальной повести Б.Гусева "Подвиг разведчицы" - Валя Олешко, Лена Мекерова, Валя Гусарова, Михаил Лебедев, Дуня Фадеева, Николай Букин, Тоня Петрова".

Борис Гусев

В "Известиях" - с 1959-го по 1980 год.

Заведующий корреспондентским пунктом газеты в Ленинграде, специальный корреспондент

В газетной заметке "Звезда разведчицы" от 10 мая 1983 года сообщалось: "Международный планетный центр зарегистрировал звезду, названую советскими астрономами именем Валентины Олешко". Однако тридцать с лишним лет на Вале было клеймо предательницы. "Известия" вернули ей доброе имя.

E-mail: istclub@izvestia.ru

Станиславу Сергееву

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир