Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США отказались освобождать ученую из России Ксению Петрову
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 107 беспилотников ВСУ
Мир
Трамп назвал приговор Марин Ле Пен охотой на ведьм
Общество
В Кремле сообщили об отсутствии сигналов от Европы о готовности диалога с РФ
Происшествия
Скончался пострадавший при взрыве на судне в Южной Корее российский моряк
Армия
Артиллерия ВДВ уничтожила наблюдательные пункты и склад ВСУ в Курской области
Мир
Трамп анонсировал визит Нетаньяху в США на следующей неделе
Мир
Главу офиса Зеленского уличили в контроле над торговлей органами украинцев
Общество
Сдавшиеся в плен в Курской области боевики ВСУ начали кампанию против ТЦК
Общество
Сотрудничающих с мошенниками работников банков начнут увольнять по статье
Мир
Дмитриев рассказал о работе над восстановлением прямого авиасообщения между РФ и США
Экономика
Частоты для 5G в России предложили выставить на торги
Культура
«Аватар: Огонь и пепел» Джеймса Кэмерона представил первый трейлер
Экономика
Почти 25% проверенных образцов сливочного масла оказались некачественными
Культура
В честь 80-летия Победы в ВОВ будет запущен проект «Музыка Победы»
Общество
В Приморье сотрудники «Удэгейской легенды» застрелили убившего лесничего тигра
Мир
Посол РФ в Словакии рассказал о уважительном отношении к памяти о Второй мировой

И восьми лет не прошло - а Герман снял фильм!

Когда Алексея Германа спрашивают, почему он не снимает кино про наше время, режиссер отвечает, что современная картина у него все же есть. Та, что сейчас в работе, - "Трудно быть богом". События в ней хоть и разворачиваются на другой планете, но проблемы до боли наши: убивать - не убивать, карать - не карать. Съемки наконец закончены. Сколько времени уйдет на монтаж и озвучание? И когда зритель увидит долгожданное кино? Об этом режиссер Алексей Герман, одновременно с окончанием съемок отметивший свое 68-летие, поговорил с корреспондентом "Известий" Мариной Пановой.
35
Это не двойники. Справа - режиссер Алексей Герман. Слева - персонаж из его фильма, умный монах, помимо прочего изобретший спирт (фото Сергей Аксенов)
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда Алексея Германа спрашивают, почему он не снимает кино про наше время, режиссер отвечает, что современная картина у него все же есть. Та, что сейчас в работе, - "Трудно быть богом". События в ней хоть и разворачиваются на другой планете, но проблемы до боли наши: убивать - не убивать, карать - не карать.

Съемки наконец закончены. Сколько времени уйдет на монтаж и озвучание? И когда зритель увидит долгожданное кино? Об этом  режиссер Алексей Герман, одновременно с окончанием съемок отметивший свое 68-летие, поговорил с корреспондентом "Известий" Мариной Пановой.

"Что сказал табачник"

вопрос: Алексей Юрьевич, вы уже устали от вопросов — почему так долго снимаете свои фильмы? Но ведь и нас понять можно: ждем-с.

ответ: Знаете, меня можно сколько угодно упрекать, что я долго снимаю. Но, во-первых, не я один. А кроме того, жизнь своими щелчками отучила меня торопиться. Я снял "Проверку на дорогах", сдал ее к двенадцати часам назначенного числа, и она на пятнадцать лет улетела в небытие. И другие картины тоже сдавал к назначенному сроку - час в час. Но "Мой друг Иван Лапшин" пролежал на полке четыре с половиной года, а "Двадцать дней без войны" — полтора.

в: Помимо Ярмольника в главной роли, кто из актеров играет в вашей картине?

о: У нас работали артисты, которые раньше в кино не снимались. Я выбирал по этому принципу. У меня была настольная книга типажей — Босх. Люди на планете, где действует главный герой, представляют собой все-таки иную разновидность. Хорошие они или плохие, но это портреты оттуда, из Босха, где характеры сконцентрированы и сжаты. Они не из Рокотова.

В конце съемок у меня было отчаянное положение, когда заболел неартист, взятый на маленькую роль. Нашли замену — очень хорошего актера Сашу Баширова. Но так и не решились. Потому что он уже очень известен. Толчок узнавания разрушил бы всю иллюзию.

в: Сценарий "Трудно быть богом" написан по повести братьев Стругацких. Что в картине останется от повести?

о: Много. Но переносить повесть на экран? Зачем? Читайте повесть - хорошая. Она написана шестидесятниками для шестидесятников. Ну например. На Земле все чудно, и известно, куда герой, пусть долго и мучительно, поворачивает. А сегодня мы понимаем, что и Земля, человечество не знает, куда поворачивать. Вот с учетом этого мы со Светланой (Светлана Кармалита — жена Германа, киносценарист) и писали сценарий. В повести действует черный орден, и нам это было интересно потому, что такой черный орден всегда может появиться и захлестнуть любую страну, любой континент.

Мы даже не хотим, чтобы кино называлось "Трудно быть богом". Название прекрасное, но уж очень расшифровывает весь смысл. Пока у нас рабочее название — "Что сказал табачник".

Стрессы и приключения

в: За время съемок вас семь раз увозили в больницу с сердечным приступом. Как ваше здоровье сейчас?

о: Закончились съемки — и как-то сразу все прошло. Я действительно здорово плохо себя чувствовал — из-за стрессов. К семидесяти снимать большие картины трудно.

Чего только у нас не приключалось! На съемках в Чехии огромная лошадь першерон заснула, а спросонья испугалась и начала все крушить. Мы только увидели, как она — около тонны живого веса! — топчет чешского каскадера, который был к ней приставлен.

В кинематографе скопилось достаточно плутов, и на самом деле это был не каскадер, а ветеринар. Но поскольку каскадер получает больше, вот этот жулик и предъявил нам какую-то "липу". Так вот, лошадь так по нему плясала, что минимум перелом позвоночника был ему обеспечен. Все в ужасе, я в отчаянии. Приехала "скорая", увезла тело. А потом врачи нам позвонили: "У вас душ есть? Помойте его, и пусть работает".

Оказалось, на чехе — ни одной царапины. А лошадь так бешено оттого плясала, что в той узости, где она оказалась с упавшим в обморок — он так испугался! — ветеринаром, выбирая место для копыта, старалась не наступить на человека. И не наступила, не ткнула, не толкнула. Поразительно!

в: Ваша картина "Хрусталев, машину!" была гостем в Каннах. Может, и "Трудно быть богом" уже пригласили какие-то международные фестивали?

о: Задолго до готовности? Так не бывает. Не убежден, что ее и пригласят. Но я знаю, что мои товарищи — те, с кем советуешься: Петр Вайль, Юрий Норштейн, — смотрели отснятый материал, и он им понравился. Теперь мне надо все плохое выбросить, хорошее оставить. Собрать картину нестыдную.

Возвращение к черно-белому

в: Сколько времени займет монтаж?

о: Года полтора, если не заболею и не умру. Фильм получился трудным для сложения. Потому что мы начали съемки в одном состоянии страны, а закончили — в другом. Мы ждали угроз отсюда, а они пришли оттуда. Колоссальные перемены и вокруг нас, и в нас. А наш герой Румата, ученый, просмотрел, как унылая серая масса превратилась в грозную черную орду, заставив его взяться за меч и убивать, убивать.

Мы ведь не приключенческий боевик снимали. Нам хотелось, чтоб после этой картины людям запали какие-то мысли. Чтоб они чего-то не захотели, с чем-то не согласились. Я хочу, чтоб картину посмотрела российская аудитория. Хотя боюсь, что мой зритель сильно подразъехался — если считать, что за последние пятнадцать лет из страны уехало пять миллионов человек.

в: В какой формат уложится готовый материал — одна серия, две?

о: Не представляю. Заказ от продюсеров — двухсерийный фильм. А он может быть маленьким и большим. Две серии — это и четыре тысячи, и шесть тысяч метров пленки. Монтаж — самое страшное. В нем можно погубить всю картину, весь замысел...

в: А разве у вас такое раньше бывало?

о: Слава богу, никогда. Все мои картины известны, в них не погублено ничего. Мой любимый Ролан Быков высоко ценил свою роль в "Проверке на дорогах" и говорил: "Ты так хорошо меня снял, потому что до тебя я всегда играл начерно, а ты заставил меня сыграть набело".

в: "Трудно быть богом" тоже будет черно-белой картиной. Вы никогда не хотели снять цветное кино?

о: Когда-то американцы приглашали меня сделать фильм про ленинградскую блокаду. Я очень хотел. Мы не сошлись на одном пункте. Они хотели цветное кино. А я не представляю себе блокаду, где люди с розовыми лицами.

Знаете, когда-то было немое кино, в котором великий Чарли Чаплин потрясал мир. И только оно стало приближаться к настоящему искусству, как появилось звуковое кино и отбросило немое кино  практически в могилу. То же самое с черно-белым звуковым кино.

Вождям всегда нравилось, чтоб "покрасивше", — и вот появился этот "ландрин", цветное кино. Если не ошибаюсь, первые цветные съемки - съемки Гитлера. От черно-белого кино, которое само по себе очень интересно и заставляет человека додумывать цвет и не только цвет, отказались. Бросили на полпути, не добившись от него еще многого. Не случайно сейчас крупные режиссеры к нему возвращаются...

Биография режиссера

Алексей Юрьевич Герман родился в Ленинграде. Отец — известный писатель Юрий Герман, мама — врач. С 1964 года работает кинорежиссером на "Ленфильме".

В 1970 году снял фильм "Проверка на дорогах", который признан идеологически вредным и запрещен для показа.

В 1977 году выпустил "Двадцать дней без войны" — картина тоже отправлена "на полку".

1984 год стал переломным: "антисоветчика" Германа разрешают. В прокат выходят "Мой друг Иван Лапшин" (Госпремия РСФСР), "Проверка на дорогах" (Госпремия СССР).

В 1991 году Герман выпустил "Хрусталев, машину!" Эту картину один из авторитетнейших европейских журналов включает в список 50 лучших картин за 50 лет существования кино.

Сейчас руководит Киностудией первого и экспериментального фильма. В браке с киносценаристкой Светланой Кармалитой уже 38 лет. Сын Алексей Герман — кинорежиссер, автор двух кинокартин, получивших признание на международных кинофестивалях.

Кто снимал свои фильмы дольше всех:

8 лет — работа над фильмом Алексея Германа "Хрусталев, машину!" продолжалась с 1990 по 1998 год

7 лет — съемки "Войны и мира" Сергея Бондарчука начались в 1961 году, а последняя часть картина была завершена в 1968 году

5 лет — из-за финансовых проблем работа над прославившей Дэвида Линча картиной "Голова-ластик" длилась с 1971 по 1976 год

4 года — первую часть "Звездных войн" Джордж Лукас начал снимать в 1973 году, а закончил в 1977-м

3 года — Стэнли Кубрик создавал "Космическую Одиссею-2001" с 1965 по 1968 год

3 года — Вонг Кар-Вай приступил к съемкам мелодрамы "2046" в 2001 году, а завершил картину в 2004-м

3 года — съемки "Властелина колец: Братство кольца" проходили с 1998 по 2001 год

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением