Алу Алханов: "Шансы на то, что жители Бороздиновской вернутся, есть"

известия: Господин президент, дайте вашу оценку произошедшему в станице Бороздиновская. Должны ли подразделения Минобороны участвовать в операциях по нейтрализации уголовных преступников?
Алу Алханов: Прежде всего, на мой взгляд, необходимо до конца осознать, что же все-таки произошло в станице Бороздиновская, объяснить людям всю правду и принять срочные адекватные меры. В зависимости от своей политической позиции СМИ по-разному расставляют акценты в отношении событий 4 июня. Проблемы бороздиновцев ставятся в общий контекст взаимоотношений Дагестана и Чечни. Однако я бы этого не стал делать. Те, кто издевался, убивал и похищал наших земляков, думали как раз о том, чтобы спровоцировать межнациональную рознь, о посягательстве на добрососедские отношения между дагестанцами и чеченцами.
Алханов: В данном случае речь идет о воссоздании доверия населения не только Дагестана и Чечни, но и всего Северного Кавказа к федеральным органам власти, и прежде всего к федеральным силовым структурам и правоохранительным органам. Ведь те, кто бесчинствовал в Чечне и Дагестане в данном конкретном и других случаях, делали это под видом спецопераций федеральных спецслужб, под прикрытием соответствующего федерального обмундирования и удостоверений.
Трагедия в Бороздиновской, я считаю, является следствием отсутствия координации силовых структур в республике. В этой связи я глубоко убежден, что подразделения Минобороны не должны проводить операции по нейтрализации уголовных преступников. Операции подобного рода должно проводить МВД. Если подразделения Минобороны и будут привлекаться к выполнению таких задач, то в этом случае они должны быть подконтрольны МВД.
известия: Известно ли вам что-нибудь о судьбе пропавших без вести жителей станицы Бороздиновская и одного жителя Кизляра? Что показывают предварительные результаты следствия?
Алханов: Как известно, во время "зачистки" двое жителей станицы Бороздиновская погибли и 11 человек были увезены в неизвестном направлении. Жители села выдвигают жесткое требование - вернуть похищенных живыми или мертвыми. Мы считаем это требование обоснованным, люди обижены, и их вполне можно понять. Но тем не менее мы нашли точки соприкосновения. В данное время расследованием обстоятельств этой трагедии занимается военная прокуратура. Следователи опрашивают очевидцев "зачистки". Люди верят следователям и подробно рассказывают, как выглядели военные, на каком транспорте они приехали в станицу и что говорили. Думаю, результаты будут. Однако сейчас говорить о них пока преждевременно - в интересах следствия.
известия: Как вы полагаете, удастся ли руководству Чечни убедить жителей Бороздиновской вернуться? Все ли аргументы в диалоге с беженцами с вашей стороны исчерпаны?
Алханов: Я встречался с жителями станицы Бороздиновская, а затем - с беженцами, живущими в палаточном лагере на территории Кизлярского района Дагестана. Встреча с беженцами продолжалась около часа и была тяжелой для обеих сторон. Мы в очередной раз призвали их вернуться в Бороздиновскую, пообещав обеспечить их безопасность и необходимую помощь от руководства республики. Заверили станичников, что в максимально короткие сроки будет проведено объективное расследование совершенных преступлений, оно будет объективным, а виновные понесут наказание. В итоге руководство республики и беженцы пришли к мнению, что нельзя допускать разжигания межнациональной розни из-за подобных случаев. Считаю, что не все аргументы в нашем диалоге исчерпаны. Мы должны услышать друг друга. Тогда, я уверен, и будет достигнут положительный результат.
известия: Почему вы настаиваете на возвращении беженцев в Чечню? Каковы, на ваш взгляд, шансы, что они, в конце концов, вернутся?
Алханов: Ну как не настаивать! Это же наши граждане, наши люди. По-другому и быть не может. Раз сложилась ситуация, ее надо решать. Беспокоят и ужасающие условия, в которых проживают в этом лагере около 1200 отказников. Лагерь расположен за городом, в поле. Жить там нельзя в принципе: нет воды, а поле кишит грызунами - разносчиками холеры, из-за которых в Дагестане уже дважды вспыхивали сильнейшие эпидемии. Люди живут в самодельных палатках, где из-за нещадно палящего солнца днем нечем дышать, ночью греются у буржуек, готовят на кострах. В каждой палатке разместились по 3-4 семьи, то есть по 15-20 человек. Более восьмисот отказников - женщины, старики и дети. Врачи-педиатры говорят о необходимости госпитализировать большую часть детей беженцев. Нельзя не вмешаться в ситуацию хотя бы по этим соображениям.
Шансы на то, что люди вернутся, есть. В правительстве Чеченской Республики были проведены совещания с участием представителей силовых структур, муфтията, духовных лидеров, представителей правозащитных организаций, а также администрации Шелковского района. Состоялся жесткий разговор. Участники совещания поставили перед силовиками конкретные вопросы: почему убиты люди, кто стоит за этой операцией, почему люди были вынуждены покинуть свои дома, что необходимо сделать для их возвращения. Бороздиновцам было обещано, что по их возвращении в станицу там будет создана поселковая милиция, куда жители сами будут рекомендовать наиболее достойных земляков. Ожидается, что в будущем именно они будут следить за порядком в Бороздиновской. Также принято решение выплатить пострадавшим денежную компенсацию на восстановление жилья, начать оказание станичникам продовольственной помощи. Есть работа, значит, будут и результаты.
известия: Есть ли у вас и у руководства Дагестана согласованное мнение о том, что делать с беженцами?
Алханов: Такое мнение есть. Исполнительная власть Дагестана также просит отказников вернуться. Но люди требуют создания им условий для проживания на территории именно этой республики. Официальная же точка зрения дагестанских властей изложена в выступлении секретаря республиканского Совбеза Ахмеднаби Магдигаджиева, в котором обосновывается невозможность разместить бороздиновцев на постоянное жительство в Дагестане.
Свидетелей "зачистки" в Бороздиновской обещают защитить
Вчера полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак обещал включить некоторых свидетелей "зачистки" в Бороздиновской в Федеральную программу защиты свидетелей. "Это решение, - заявил его пресс-секретарь Федор Щербаков, - связано с появившейся информацией о постоянных угрозах в адрес тех, кто активно сотрудничает со следствием и помогает разобраться в инциденте".