Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Искусство быть укушенным

Закончился VII международный фестиваль Earlymusic. Питерский по рождению, в этом году он значительно расширил свою географию, пройдя одновременно у себя на родине, в Москве и Нижнем Новгороде. Московская программа финишировала в театре Гонзага в Архангельском выступлением знойного франко-итальянского ансамбля "LArpeggiata", представившего подборку южноитальянских тарантелл. Свежеотреставрированный театр Гонзага, недавно воскресший после десятилетий забвения, - еще довольно непривычная концертная площадка. Добираться до него надо долго, в неотапливаемом зале приходится сидеть в пальто, согревающий чай в импровизированном буфете - пить из походных пластиковых стаканчиков
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Закончился VII международный фестиваль Earlymusic. Питерский по рождению, в этом году он значительно расширил свою географию, пройдя одновременно у себя на родине, в Москве и Нижнем Новгороде. Московская программа финишировала в театре Гонзага в Архангельском выступлением знойного франко-итальянского ансамбля "L'Arpeggiata", представившего подборку южноитальянских тарантелл.

Свежеотреставрированный театр Гонзага, недавно воскресший после десятилетий забвения, - еще довольно непривычная концертная площадка. Добираться до него надо долго, в неотапливаемом зале приходится сидеть в пальто, согревающий чай в импровизированном буфете - пить из походных пластиковых стаканчиков. Однако организаторы стильного и амбициозного фестиваля Earlymusic, давно ставшего национальной гордостью Петербурга, не смогли устоять перед практически нетронутыми прелестями этой уникальной усадебной постройки и провели там в этом году четыре из семи концертов московской программы (дуэт гамбистов Паоло Пандольфо и Гвидо Балестрачи, квартет блок-флейт The Flanders Recorder Quartet, Уильям Донгуа, игравший на корнете, и ансамбль "L'Arpeggiatta"), каждый из которых отличался невозможной изысканностью.

Но, как водится в пестром ведомстве аутентизма, от элитарной изысканности до беззастенчивого демократизма тут один шаг. Особенно когда речь заходит о народной музыке - ведь ее тоже можно отнести к старине. Ансамбль "L'Arpeggiatta", ориентирующийся на фольклорные традиции Италии, Франции и Неаполя, именно тот случай. Он возник недавно, в 2000 году, но уже очень популярен. Ударную мощь его составляют пять страстных женщин (самой незаметной из которых кажется руководитель ансамбля Кристина Плюар), отодвигающих на задний план трех более тихих и нежных мужчин. Их выступление составлено как сквозное, слегка театрализованное действо с пением, танцем и, конечно, игрой на старинных инструментах. Это гитара, лютня, теорба, ударные и экзотический предок цимбал - псалтерион. Очевидных примадонн в ансамбле две - вокалистка Лючилла Галеацци с хрипловатым, завораживающе-вульгарным голосом и танцовщица Анна Дего, дерзко сверкающая голыми ляжками. Когда эти две брутальные дамы сходятся - прямо хоть спичку зажигай.

В Москву ансамбль привез свою знаменитую программу "Тарантеллы", собранную главным образом из народной или близкой к ней музыки южных районов Италии. Главный герой "Тарантелл" - ядовитое насекомое тарантул. По старинным неаполитанским поверьям, от его укусов можно было излечиться с помощью музыки и танца, причем на каждый тип тарантула существовало свое противоядие, то есть свой тип зажигательной тарантеллы. Музыканты из "L'Arpeggiatta", надо думать, испробовали все типы, но, как явствует из похоронного финала их представления, все равно ничего не помогло. На общем повышенном градусе мероприятия это печальное обстоятельство, впрочем, никак не сказалось - ведь в конце концов главное не укус, а искусство, им рожденное.
Комментарии
Прямой эфир