"Все проблемы - в завышенных амбициях наших спортивных руководителей"

На пресс-конференцию Фетисов пришел не один. В "группе поддержки" оказались первый вице-президент Международного олимпийского комитета (МОК) Виталий Смирнов, член МОК, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев и директор Центра спортивной подготовки агентства, президент национальной Федерации тяжелой атлетики Николай Пархоменко, которому места в президиуме не досталось. Из заранее заявленных участников отсутствовали только член МОК пловец Александр Попов и президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев.
Попову неявку простили, а отсутствие Тягачева сделали едва ли не главной темой встречи. Дали понять, что он испугался откровенного разбора полетов. Хотя специалист компании "Михайлов и партнеры", которая консультирует ОКР в вопросах PR, сообщил корреспонденту "Известий", что приглашение участвовать в мероприятии Тягачев получил слишком поздно и не смог отменить запланированные чрезвычайно важные встречи.
- Странно мы проводим послеолимпийские пресс-конференции - то один руководитель соберет журналистов, то другой, то третий. Мы вот решили инициировать сбор всех наших высших спортивных чинов. Правда, к сожалению, Леонид Васильевич Тягачев не смог присутствовать, - посетовал Фетисов. Но уже следующими словами удивил: - Только вы не думайте, что эта пресс-конференция - подведение итогов. Прежде нам предстоит провести колоссальный анализ. Мы его уже начали. И по мере готовности обязательно представим на суд общественности.
Несмотря на временное отсутствие анализа, Фетисов, Смирнов и Тарпищев во всех бедах, которые случились с российской сборной на Олимпиаде в Афинах, и проблемах, безусловно имеющих место в отечественном спорте, обвиняли только лишь ОКР, Тягачева и национальные федерации по видам спорта. Хотя Тарпищев свою речь начал с откровения: "Государственный орган управления спортом все больше и больше теряет свои влияние и авторитет". Фетисов даже не обиделся. Настоящая причина проведения пресс-конференции стала понятна, когда главный спортивный чиновник пожаловался:
- Примерно год назад мы отдали на согласование в правительство новый проект закона о спорте. Серьезно поработали, все точки над i расставили. А недавно его вернули. С поправками, противоречащими и нашим предложениям, и различным уставам, включая Олимпийскую хартию. Мы, например, предлагали формулировку: "ОКР координирует в стране олимпийское образование". А получили: "ОКР координирует в стране олимпийское движение". В полном соответствии в хартией предложили, что "национальный олимпийский комитет организует, составляет и возглавляет команду своей страны на Играх". А увидели - в согласованном варианте наш олимпийский комитет "участвует в подготовке, формировании и обеспечении команды". Вот так активно поработали ребята. Какие ребята? Сами догадайтесь!
Показалось, что тема лоббирования закона о спорте и личного авторитета при влиянии на этот процесс всех заинтересованных лиц заслуживает более подробного обсуждения. Но тут слово неожиданно попросил легендарный баскетбольный тренер, президент ЦСКА Александр Гомельский, который явился на встречу без приглашения.
- Все проблемы кроются в завышенных амбициях наших спортивных руководителей, - заявил Гомельский. - Я давно всех предупреждал: пока они не сядут за стол переговоров, пока не договорятся лично о разграничении полномочий, ничего путного не выйдет. Во всех бедах сейчас обвиняли Тягачева и руководителей федераций. Однако в том, что происходит с российским спортом... в том, что в отечественных федерациях нет совсем никаких активов... в том, что мы потеряли влияние в федерациях международных, есть вина и главного "агента" Фетисова, и Виталия Смирнова.
- Да, я очень амбициозный человек, - признался Фетисов после нескольких минут ступора. - Однако амбициозный в результатах, не в личных отношениях. Я уверен, что спортом должны руководить люди, которые в нем разбираются. Если хотите знать, я за свое кресло не держусь. И, может быть, даже готов передать его в другие руки.
Слова благодарности Фетисова в адрес журналистов, "которые будут писать о спорте, независимо от того, останется Фетисов или уйдет", сказанные с грустинкой в голосе, показались прощальными. Возможно, российский спорт в ближайшее время ждут кадровые перестановки. Ведь о намерении оставить свой пост - правда, после Пекина-2008 - говорил и президент ОКР Леонид Тягачев.