Со вторника, 16 марта, против Аджарии начали действовать "беспрецедентные экономические санкции", объявленные президентом Грузии Михаилом Саакашвили. В тот же день в мятежную республику приехал мэр Москвы Юрий Лужков.
Мэр Москвы прибыл в Аджарию необычным маршрутом. Самолет Лужкова сел в турецком городе Трабзон, оттуда московская делегация (самым заметным участником которой помимо мэра столицы был бизнесмен Гарри Лучанский) на автомобилях доехала до границы и переправилась в Аджарию через пограничный пункт Сарпи. Тот самый, о блокаде которого (среди прочих объектов) заявил Михаил Саакашвили. Но Лужков, как видим, эту блокаду успешно прорвал.
"Я приехал сюда не для того, чтобы вмешиваться во внутренние дела Грузии, а чтобы поддержать Аслана Абашидзе, быть рядом с ним в трудную минуту", - заявил Лужков окружившим его журналистам. По словам московского мэра, с Абашидзе у него "братские отношения".
С Саакашвили у московского гостя отношения далеко не столь теплые. Это выяснилось после первых же заявлений Лужкова. Он не стал отделываться общими фразами и подбирать обтекаемые дипломатические выражения. "Инициатива нагнетания обстановки идет не из Аджарии, она идет из Тбилиси. Очень сожалею, что так происходит, вместо того чтобы сесть за стол переговоров", - отрезал московский градоначальник. Как заявил Интерфаксу источник в МИД России, Юрий Лужков не согласовывал свою поездку в Аджарию со Смоленской площадью.
Деловые интересы Лужкова в Аджарии
Пресс-секретарь Лужкова Сергей Цой назвал поездку своего шефа чуть ли не частной: "Мэр Москвы находится в Аджарии с самостоятельным визитом в рамках хозяйственных отношений между российской столицей и автономией", - заявил Цой.
Впрочем, не секрет, что Лужкова и Абашидзе связывают и интересы бизнеса. Московская фирма "Конти" сейчас строит в Батуми жилой комплекс, между московской мэрией и аджарцами давно идут переговоры о реконструкции батумского аэропорта и автодороги Батуми - Адигени, а также обсуждаются инвестиции из московского бюджета в экономику Аджарии. Есть планы выращивать в Аджарии фундук для московских кондитерских фабрик, а также поставки аджарского чая и фруктов. По неофициальным данным, у Москвы уже есть собственность на побережье этой республики.
Сергей Цой отказался подтвердить или опровергнуть "Известиям" информацию о московских интересах в сфере аджарской недвижимости, однако, как сообщили информагентства, в рамках визита Лужкова в Батуми будет подписан договор о строительстве в прибрежной полосе жилого квартала "с привлечением средств из столичного бюджета". На юге Москвы, в свою очередь, будет построен офисно-деловой комплекс "Аджария". Долгосрочный договор о сотрудничестве Москва и Батуми подписали еще в 2003 году.
Чего добивается Россия
Главное для России - не допустить силового сценария в Аджарии. Такое развитие событий будет иметь катастрофические последствия для российско-грузинских отношений. Кремль, в течение долгого времени делавший ставку на Абашидзе, едва ли сможет остаться в стороне. В случае же российского вмешательства все надежды на примирение с Тбилиси будут надолго похоронены. По крайней мере, до тех пор, пока в грузинской столице не сменится власть.
На предотвращение конфликта были направлены в последние часы все усилия международных посредников. С Михаилом Саакашвили беседовали по телефону Владимир Путин и госсекретарь США Колин Пауэлл. С находящимся в Поти премьером Зурабом Жванией связался министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль. Все собеседники грузинских лидеров призывали их к сдержанности. Похоже, эти усилия принесли плоды. Конечно, блокада Аджарии - не лучшее решение проблемы. Но по сравнению с военной операцией, которая еще вчера казалась вполне вероятной, блокада - наименьшее зло. Тем более что нет гарантий, что суровые меры, объявленные Саакашвили, будут скрупулезно соблюдаться.
Вмешаются ли в конфликт российские военные
И все же военный сценарий с повестки дня не снят. Как поведет себя Москва в том случае, если Михаил Саакашвили решит силой свергать своего батумского оппонента? Прямое военное вмешательство России маловероятно. Слишком тяжелые последствия будет иметь оно для имиджа страны на международной арене.
Другое дело - участие косвенное. Помощь оружием, отправка добровольцев - в кавычках и без. Но этот вариант возможен лишь в том случае, если борьба Батуми и Тбилиси примет затяжной характер, если грузинские власти не сумеют быстро сокрушить режим Аслана Абашидзе. "Блицкриг" Саакашвили, его стремительная победа над "аджарским львом" - наихудший сценарий для России.
"Такого даже при Гамсахурдиа не было!"
Во вторник многие магазины в центре Батуми опустели - хозяева попрятали дорогостоящие товары от греха подальше. "Почему? Да просто страшно! Вдруг сюда все-таки войдут войска? А это значит, что сразу начнется мародерство, нас элементарно будут грабить", - говорит Нугзар, продавец магазина бытовой техники.
Зато на батумских рынках, особенно оптовых, - оживление. Народ скупает сахар, растительное масло, муку, дрожжи. На всякий случай. Чтобы если что - печь хлеб дома. "Не думаю, что тут будет голод. Но народу этого не объяснишь, сейчас началась паника, ажиотажный спрос на соль, муку, свечи. В общем, обычная реакция советских людей на экстремальные события, - говорит домохозяйка Светлана Диасамидзе. - Сама я ничем особым не запасаюсь. Вот только купила бутылку московского растительного масла - с российскими товарами все-таки могут возникнуть перебои".
Но если проблем с продуктами в батумских магазинах еще не наблюдается, то у местных бизнесменов возникли реальные трудности - они не могут снять деньги со счетов ни в одном банке города. "Саакашвили утверждает, что он заморозил только счета руководства Аджарии? Ложь! Заморожены вообще ВСЕ счета! Морбанк не работает, филиал Национального банка Грузии - тоже. Говорят, вообще у всех банков, работающих на территории Аджарии, отзываются лицензии. Насколько это правда - не знаю. Но я не смог снять деньги со своего счета в Морбанке, - возмущается риэлтор Тенгиз. - Такого даже при Гамсахурдиа не было!"
Елена ЛОРИЯ, Александр ИАШВИЛИ, Максим ЮСИН, Борис УСТЮГОВ, Москва-Тбилиси