Мерное течение жизни отечественного спорта нарушено: российский Спортивный арбитражный суд (САС), о создании которого "Известия" рассказали 17 июня этого года, объявил о начале своей работы. В настоящее время в САСе на рассмотрении находятся три дела. Все они связаны с переходами игроков и будут заслушаны в течение ближайших двух-трех недель.
О создании САСа - первого в России специализированного спортивного третейского суда - "Известия" подробно рассказали 17 июня. Его официальная презентация состоялась 4 июля. Однако первые дела появились только теперь.
- Если говорить об интересе участников российского спортивного сообщества к Спортивному арбитражному суду, то он постоянный и очень устойчивый, - сообщил в беседе с корреспондентом "Известий" генеральный секретарь САСа Виктор БЕРЕЗОВ. - Все время звонят, заходят... Говорят: мы готовы обратиться в арбитраж, расскажите, что для этого нужно сделать... Объясняем, рассылаем документы... Очень много звонков было, если можно так сказать, из баскетбола. Стоял вопрос из плавания - по Денису Пиманкову, однако он, как вы уже написали, разрешился на уровне федерации. А дел, находящихся в настоящее время производстве, пока три. Не много и не мало - нормально. Ведь все еще только начинается. И мы видим, что арбитраж становится более известным и популярным.
Все три дела - из игровых видов спорта и связаны с переходами игроков из клуба в клуб. Как и предполагали "Известия", сообщая об организации САСа, самые спорные в нашем спорте - гражданско-правовые и экономические отношения.
- Из трех находящихся в производстве дел два - хоккейные, - объясняет Березов. - "Молот-Прикамье" из Перми и "Нефтехимик" из Нижнекамска оспаривают решения арбитражного комитета Федерации хоккея России (ФХР) и Профессиональной хоккейной лиги (ПХЛ). Эти два дела - по переходам, по компенсациям... Да и вообще, довольно большой спектр вопросов затрагивается. Третье дело (а по поступлению - первое) - волейбольное. Елена Година обжаловала решение исполкома Всероссийской федерации волейбола о своей дисквалификации до 2005 года. Пока мы не получили ответа из федерации, но, думаю, дело тоже связано с переходом.
Одним из заявленных преимуществ САСа перед государственными судами при рассмотрении спортивных споров была оперативность. По трем первым делам слушания должны пройти в ближайшие две-три недели, а решения приняты примерно через месяц-полтора.
- По всем делам уже уведомили ответчиков, - рассказывает генсек Березов. - Теперь ждем от них отзывов и выбора арбитров. Потом оперативно сформируем скамью арбитров и назначим дату заседания. Думаю, если ответчики не соблюдут все формальности в течение двух недель, мы - в соответствии с регламентом САСа - все равно начнем рассмотрение дел. Да, уже известны первые арбитры. Из поименного списка Елена Година и ХК "Молот-Прикамье" выбрали руководителя правового управления Олимпийского комитета России Александру Бриллиантову. А "Нефтехимик" предоставил нам право выбрать за него арбитра. В третейских судах это, надо сказать, вполне распространенная практика.
Реакцию национальных федераций волейбола и хоккея на сообщения о претензиях, которые будут решены в судебном порядке, Березов назвал "вполне адекватной, предсказуемой":
- Федерации волейбола и хоккея подписали соглашение о признании компетенции САСа. Хоккеисты даже внесли в регламент специальную оговорку: решения арбитражного комитета ФХР/ПХЛ обжалуются в САСе. И когда мы сообщили о поступивших апелляциях, в федерации сказали: "Нормальный рабочий момент". И предупредили: "Возможен обвал таких "переходных" дел, наш арбитражный комитет заседает и принимает решения почти каждую неделю".
Похоже, наши спортивные федерации уже готовы к предлагаемой процедуре рассмотрения споров - официальной и независимой. Во многих - правда, в основном по игровым видам спорта - уже созданы и функционируют квазиарбитражи - комиссии, комитеты, палаты... И САС не вызывает реакции отторжения, как наверняка вызвал бы еще несколько лет назад.
- Правда, отношение к нам может измениться, - улыбается генсек Березов. - Решения САСа все же, скажем так, менее предсказуемые, чем решения внутренних квазиарбитражей. Вот и интересно будет посмотреть реакцию президентов федераций, когда САС начнет отменять их решения.