Мой Петербург. М.: ELLE; Вагриус.
Поздравлять до дня рождения вроде бы нехорошо. Примета такая. Но нашу Северную Пальмиру поздравляют все, кому не лень, не только не первый день - не первый год. Поэтому нарушим бонтон и мы. Поз-дра-вля-ем! И рассказываем про свежевышедшую аккурат к юбилею книжку, где о своих сантиментах по поводу Питера с придыханием говорят знаменитые, известные и просто хорошие люди. Вместе получается "Петербургский хор" (так называется вступительная статья автора идеи литературного конкурса, проведенного журналом Elle, одного из авторов концепции всей книги Сергея Николаевича). Составила книгу Елена Шубина, которая знает толк в текстах вообще и в сборниках в частности. Получилось около 400 страниц приятного чтения. Приятного - для тех, кто любит Питер, как люблю его я.
Наконец-то всех (и все) сосчитали
Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. В 2 т. М.: Слово.
Многие, наверное, хотели сделать, казалось бы, простое, а на самом деле неподъемно сложное и ответственное дело, как систематизация истории человечества. А профессор Вернер Штайн сделал. Труд этот, помимо того, что двухтомный (более тысячи страниц первый том, более пятисот - второй), поистине титанический. Век за веком, год за годом, начиная с минус десятитысячного года, когда появились земледелие и скотоводство, и заканчивая двухтысячным, в котором произошло много всего мелким шрифтом на четырех страницах. Больше ста страниц отдано указателю имен. Уникальный справочник выдержал более 50 изданий на разных языках. Русское издание дополнено материалами по отечественной истории, культуре и науке.
Русские всегда любили Италию
Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. М.: Рудомино.
Очень красивая, большая и культурная книга под редакцией Екатерины Гениевой и Петра Баренбойма. А в ней письма, эссе, стихи россиян, любящих Флоренцию и флорентийскую культуру. Из письма русского художника Валентина Серова: "Я ждал многого от Флоренции, но такого богатства не думал найти. Действительно, Флоренция - склад произведений живописи и скульптуры... В первый раз в жизни я был совершенно растроган, представь, плакал - со мной это бывает не часто, еще в театрах бывало, но перед живописью или перед скульптурой - никогда. Но тут перед Мадонной Микель Анджело во Флоренции я совершенно расстроился. Да, с этими господами не шути..." А это последние строчки книги: "Флоренция гордится тем, что в ней написана Чайковским опера "Пиковая дама", а Достоевским - роман "Идиот". Им она помогла. Может быть, сегодня она поможет кому-то из россиян сделать что-то великое."
"Стать писателем в России не проблема"
Владимир Степанов. О жизни, о звездах, о любви, а значит, и о футболе. Эпиграммы. М.: Норма.
Одно из достоинств этой книги - то, что ее проиллюстрировал художник Владимир Мочалов, известный своими замечательными шаржами на политических деятелей. Да и тут из-под его пера выходят знакомые все лица. Эпиграммы другого Владимира, Степанова, на любителя. Хотя написаны с любовью к предметам эпиграмм, что всегда приятно. Со многими из этих людей он, как сам признается, не знаком, с другими пересекался по журналистским делам, с третьими дружит или приятельствует, но всех любит, и они, очевидно, отвечают ему взаимностью. Они-то скорее всего и подтолкнули автора к изданию этой книги. Хотя сам он прекрасно понимает: "Стать писателем в России не проблема, куда сложней писателем не стать".
Торговцы прошлым
Марина Юденич. Антиквар. М.: АСТ.
Марина Юденич продолжает нагнетать обстановку. Страшно, еще страшнее - таков, очевидно, ее девиз последних нескольких лет. "Титаник плывет" скрещивал два мифа: о предсказаниях Нострадамуса и о гибели самого большого прогулочного судна всех времен и народов. Роман "Welcome to Трансильвания" паразитировал на байках о Дракуле, великом и ужасном, делая его, впрочем, более человечным, чем это обычно принято. В романе "Антиквар" "мертвые хватают живых, притом отнюдь не в метафорическом смысле". Его герои романа - антиквары, они же торговцы прошлым. А в центре повествования - загадочный женский портрет, написанный влюбленным крепостным художником. Страшно, аж жуть.