Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил, что план РФ по Украине позволит немедленно прекратить боевые действия
Политика
Политолог заявил о повторении Арменией пути Украины
Новости компаний
В России начали маркировать созданную ИИ рекламу
Пресс-релизы
В МИЦ «Известия» МЧС России расскажет о правилах безопасности на воде
Общество
Защита генерала Попова подала заявление о госизмене
Общество
Подаренные Путину олени освоились в вотчине Деда Мороза
Политика
В Госдуме усомнились в праве Зеленского вести переговоры от лица Украины
Экономика
Эксперт оценила рост доходов от приватизации в России
Экономика
Тунисский бизнес заинтересовался расширением импорта зерновых из России
Новости компаний
В «Мегафоне» рассказали о результатах работы голосового помощника
Пресс-релизы
Во Вьетнаме состоялась первая выездная сессия Восточного экономического форума
Мир
На Украине назвали число ежедневно пытающихся покинуть страну уклонистов
Мир
МАГАТЭ проинформировано о восьми пострадавших работниках ЗАЭС после атаки ВСУ
Мир
Гросси назвал атаку на ЗАЭС 3 июля подрывом нескольких столпов ядерной безопасности
Мир
Страны ШОС договорились объявить 2025-й Годом устойчивого развития
Политика
Кремль подтвердил визит Моди в Россию 8-9 июля
Туризм
Эксперты назвали семь регионов России для активного туризма

СУД, КОТОРЫЙ СУДИТ ЗАКОНЫ

Не так уж продолжительна история российского конституционного правосудия, но она успела наполниться значительными и драматическими событиями. У КС был предшественник в СССР - Комитет конституционного надзора с весьма ограниченными полномочиями. После августа 1991-го впервые в России был учрежден суд, уполномоченный судить законы и имеющие силу закона другие правовые акты
0
Конституционный суд (фото: http://ks.rfnet.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В нынешнем Законе о КС сказано, что этот суд "решает исключительно вопросы права". В первом Законе о КС 1991 года было сказано более прямолинейно: "не рассматривает политические вопросы". Но первым же было дело о конституционности указа президента Ельцина о слиянии министерств безопасности и внутренних дел. Решение было не в пользу указа. Президент подчинился и указ отменил. Вроде бы административный вопрос. Но тогдашний председатель КС Валерий Зорькин сделал опасный шаг: публично прокомментировал это решение как раз в политическом смысле. Несомненно политическим был и вопрос о законности референдума о независимости в Татарстане. И опять с публичными комментариями. Как известно, республика отказалась выполнить это решение. И ни президент, ни Верховный совет не смогли ничего сделать. Что, конечно, ударило по престижу суда. Звездным часом КС было, разумеется, рассмотрение "дела КПСС". Общественность разочаровало вынесенное решение, хотя им признавались законными указы президента сначала о приостановлении, а затем о запрещении деятельности партии Ленина-Сталина. Демократы ждали нового Нюрнберга, не отдавая себе отчета, что КС - это суд права, но не факта. Он не был уполномочен рассматривать преступления компартии и ее лидеров. Подтвердив президентский указ о запрете, КС все же оставил лазейку, исключив из запрета территориальные первичные организации компартии. Это во многом способствовало возрождению партии под другими названиями. То, что суду приходилось рассматривать политические вопросы, было и остается неизбежной реальностью, от этого никуда не денешься. Весь вопрос в том, чтобы при этом решать политические конфликты правовыми средствами, не выйти за границы правового поля. КС первого состава, состоящий из 13 судей, не сумел удержаться в этих рамках, когда надвинулись события октября 1993 года. Взрыв последовал после знаменитого указа № 1400, фактически лишающего власти тогдашний законодательный орган. Это произошло 21 сентября. В тот же день, вернее, в ту же ночь председатель собрал заседание и без всяких процедур, обязательных для любого суда, не выслушав другую сторону, поставил на рассмотрение указ Ельцина, который большинством голосов, но не единогласно был признан неконституционным. Это была та ночь, когда КС из правового института превратился в чисто политический инструмент одной из сторон конфликта. Одержав верх над парламентом откровенной силой, Ельцин, надо отдать ему должное, не сорвал мантию ни с одного из судей, лишь заморозив деятельность суда примерно на год. В 1994 году был принят новый закон о КС, председателем стал Владимир Туманов, оставивший эту должность по возрасту. Его сменил Марат Баглай. В отличие от Зорькина, и того, и этого мы нечасто видели на телеэкранах, а уж тем более на публичных мероприятиях, если не считать официальных. Никаких комментариев своих решений. Редкие интервью. Но это отнюдь не свидетельствует о том, что КС заключился в юридическую башню из слоновой кости. Напротив, его строго правовые решения имеют значительные, в том числе политические, последствия. Разве не таковым является, например, решение о незаконности института прописки, принятое по жалобе граждан? Или несколько решений, толкующих нормы УПК в пользу граждан, содержащихся под стражей до суда? В пределах своих полномочий КС "подправлял" нормы УПК советского образца. Пока, наконец, в первом чтении не был принят новый Кодекс. Равным по политической значимости "делу КПСС" можно назвать рассмотрение уже "новым" КС указа президента от 30 ноября 1994 г. "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности" на территории Чечни и ряда других документов. Опять от КС ждали однозначного ответа на вопрос: законно или незаконно действовал глава государства, направляя войска в мятежный край? Тем более что дело возникло по заявлению Совета федерации и группы депутатов Госдумы. Но однозначного и категорического ответа быть не могло, поскольку слишком сложный клубок противоречий, завязавшийся со времен сталинской акции, привел к тому, что мы сейчас расхлебываем. Нынешний КС состоит из 19 юристов высшей квалификации в разных областях права. Дела рассматриваются в двух равноправных палатах, а наиболее значительные - на пленарных заседаниях. Как, например, "дело об амнистии", решение по которому вынесено совсем недавно. По-разному относится общественность к отдельным вердиктам КС. Но с полным основанием можно говорить: за 10 лет в России утвердилось конституционное правосудие. Тамара Морщакова, зампредседателя КС: "10 лет - не такой уж большой срок для оценки деятельности Конституционного суда, но не такой уж и маленький. Политики по-разному относятся к нашему суду и его решениям, граждане - однозначно: они нам доверяют. Свидетельством тому не столько опросы общественного мнения, сколько стойкий, из года в год рост обращений, как говорят, простых людей к конституционному правосудию, когда они не находят решения своих вопросов в других инстанциях". Судьи и председатели Валерий Зорькин, первый председатель Конституционного суда. После возобновления деятельности КС в 1994 году после более чем годичного перерыва судьи освободили его от должности председателя. Ныне - судья КС. Владимир Туманов, избран председателем в 1994 году. В 1997-м был освобожден от должности судьи по возрасту (ему исполнилось 70 лет). Ныне работает там же консультантом. Марат Баглай, избран председателем КС в феврале 1997 года.
Комментарии
Прямой эфир