В десятке: на российский рынок выйдут новые автомобильные марки

Среди новых игроков — бренды из России и Европы
Евгений Багдасаров
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

В 2024 году на российский рынок уже вышли или готовятся выйти в ближайшее время десять новых автомобильных брендов. Причем, помимо китайских, в их числе российские и европейские марки. Подробности — в материале «Известий».

Причины роста

По состоянию на конец февраля российский авторынок пополнится минимум десятью новыми автомобильными брендами, подсчитали «Известия». Для сравнения, за весь прошлый год в нашу страну, по данным «Авто.ру», официально пришли два десятка брендов.

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

Увеличение числа брендов на рынке связано с несколькими факторами. С одной стороны, возникают новые российские марки. С другой, наш рынок всё еще интересен китайским компаниям. Кроме того, из-за новых правил сертификации гибридов и электромобилей из дружественных стран некоторые раньше поставлявшиеся «в серую» марки легализуются — так, например, поступила Aito. У гибридов из Китая появился официальный представитель — компания «МБ Рус», наследница Mercedes-Benz. Машины ввозят по ОТТС и дают на них гарантию производителя.

Xcite и другие

АвтоВАЗ не сумел наладить выпуск китайских автомобилей под брендом Lada на заводе в Санкт-Петербурге. Бывшее предприятие Nissan сменило название и собственника и теперь займется выпуском машин под отдельным брендом Xcite совместно с восточными партнерами.

Еще одна российская марка создана калининградским «Автотором». Теперь производимые заводом коммерческие автомобили будут называть AmberTruck, а электромобили — «Амберавто».

Уже представлен компактный электроседан «Амберавто» с запасом хода более 500 км. Позже модельный ряд пополнится электрохетчбэком. Автомобили созданы в рамках технологического сотрудничества с иностранным партнером и адаптированы для российского климата. «Автотор» планирует глубокую локализацию своих моделей — многие компоненты будут производить на новых заводах, созданных на производственной площадке калининградского предприятия.

Фото: ТАСС/Виталий Невар

Кроме того, в этом году будет представлена возрожденная «Волга». Возрождать ее также планируют с помощью дружественных восточных партнеров.

Компания AGR Automotive Group запустила производство автомобилей под маркой Solaris на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Модельный ряд представлен четырьмя моделями — двумя седанами, приподнятыми хетчбэком и кроссовером. В распространенных пресс-службой AGR фотографиях легко узнать прежнюю продукцию завода — Hyundai Solaris и Creta, а также Kia Rio и Rio X-Line.

Курс на электрификацию

Китайские производители, уже добившиеся успехов на российском рынке, продолжают деление на бренды. Так, Great Wall Motor в дополнение к маркам Haval, Ora, Tank и Great Wall запускает в нашей стране премиум-марку Wey. Первой моделью станет кроссовер с суммарной мощностью гибридной силовой установки более 400 л.с.

Chery, еще один ведущий игрок на российском рынке, также планирует продвигать электрификацию на премиальном уровне. Для этого создан отдельный бренд Exlantix, продажи которого начнутся летом.

Фото: Luxeed

Решили совместить

На кусок пирога претендуют и другие китайские бренды. Марка DFSK пока известна в основном коммерческими автомобилями. Теперь СП DongFeng и Seres (бывшая Sokon) будет поставлять на наш рынок и легковые машины. Продажей займется липецкий «Моторинвест», ставший дистрибьютором марки DongFeng. Причем сборку организовали не на липецком заводе компании, где производятся электромобили Evolute, а на калининградском «Автоторе». Причина — особенности заключенного «Моторинвестом» СПИКа. На первых порах модельный ряд будет состоять из четырех кроссоверов DFSK ix5, DFSK ix7, DFSK 500 и DFSK 600. Причем DFSK 500 уже производится в электрическом варианте под брендом Evolute. Новые модели DFSK носят имя Fengon и от другой продукции DongFeng отличаются шильдиками. В «Моторинвесте» раздумывают, как унифицировать пестрый модельный ряд.

Пока же одна из планируемых новинок DongFeng выходит под другим брендом — Oting. Это внедорожник Paladin, китайский аналог Nissan Terra. Причем для российского рынка его название будут писать кириллицей. Продавать машину планирует компания Sinomach, занимающаяся в основном строительной техникой.

Легковые автомобили в России представит и концерн CNHTC, известный своими тяжелыми грузовиками. В модельном ряду малоизвестной марки VGV есть пикап и два среднеразмерных кроссовера.

VGV U70 PRO
Фото: VGV

На стыке Европы и Азии

Заходят на российский рынок и европейские бренды, хотя и здесь не обошлось без Китая. MG Сars — изначально британская марка спортивных автомобилей, которой в этом году исполнится 100 лет. В 2009 году она была приобретена китайским концерном SAIC. Китайцы подчеркивают британское происхождение марки, создав в Лондоне ее штаб-квартиру, и активно осваивают рынки Европы, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. На экспорт поставлено уже более миллиона автомобилей, но компания долго игнорировала российский рынок. В 2023-м она начала продажи, но присутствовала номинально. В этом году MG планирует представить в России десять новых моделей.

Калужский завод «ПСМА Рус» наладил выпуск кроссоверов Citroen C5 Aircross из китайских машинокомплектов. Речь о полноценном возвращении французской марки не идет, но Минпромторг уже включил эту модель в список автомобилей, рекомендованных для госзакупок.

Всем места не хватит

В течение года в России появится 15–17 новых брендов, уверен главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

— Я думаю, что это всё будет в разных вариантах Китай. Это касается и новых «Аурусов», и в той или иной степени «Волги», — отметил он.

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Также на российском рынке могут появиться новые марки машин из Ирана и Индии, сообщили «Известиям» в Торгово-промышленной палате РФ.

Нынешний ажиотаж, по словам Кадакова, связан с прошлогодним ростом продаж.

— В автопроме за месяц ничего не сделаешь, это длительный процесс, и сейчас новые бренды выходят на российский рынок. Что там с ними дальше будет — неизвестно. Я думаю, что у проекта Xcite больше перспектив. Мы не знаем, как рынок откликнется и какая будет регуляторика. Будут ли повышать утильсбор, закрывать рынок в той или иной степени, — объясняет Кадаков.