Физические работы: кого оштрафуют за отсутствие техосмотра

Нужно ли самозанятым получать диагностическую карту на автомобиль
Светлана Ермолаева
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

До повышения штрафа за езду без техосмотра осталось меньше месяца. Между тем далеко не все знают, нужно ли им получать диагностическую карту. Что делать, например, самозанятым, использующим машину для работы? В тонкостях добровольного техосмотра разбирались «Известия».

Что изменилось в правилах техосмотра

С одной стороны, процедуру техосмотра упростили, с другой — с 1 марта штраф за отсутствие диагностической карты увеличат до 2 тыс. рублей. В будущем к проверке ТО подключат и дорожные камеры. Наказывать будут не только юрлиц, для которых техосмотр по-прежнему обязателен.

Новые правила прохождения техосмотра, вступившие в силу с 30 декабря 2021 года, сделали процедуру ТО добровольной для частников. Напомним, что диагностическая карта потребуется при изменениях в конструкции автомобиля, а также при постановке на учет машины или мотоцикла возрастом более четырех лет. По-прежнему должны проходить техосмотр транспортные средства, принадлежащие юрлицам.

Что делать при использовании машины для работы

Как быть частникам, использующим свою личную машину для работы? Например, самозанятым.

— На самом деле самозанятые — не отдельный субъект гражданских правоотношений, — разъясняет «Известиям» главный юрист онлайн-сервиса по подбору страховых продуктов «Страховка.ру» Антон Алферов. — Этим термином обозначают физическое лицо, которое использует специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход». Закон же о техническом осмотре не апеллирует к категориям налогового права в принципе.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин в ходе недавней пресс-конференции в МИЦ «Известия» особо коснулся этой темы.

По его словам, если машина, принадлежащая физическому лицу, используется для оказания услуг, техосмотр пройти придется. Кузин перечислил эти случаи: машина используется в качестве легкового такси, перевозит пассажиров или эксплуатируется в служебных целях. Речь идет именно об оплачиваемых услугах, это не касается перевозок друзей и родственников.

Техосмотр необходимо производить и в том случае, если персональное ТС используется, например, для развоза товара по точкам продаж. И даже тогда, когда автовладелец сам разъезжает в свое рабочее время между объектами.

— Частным собственникам без диагностики состояния автомобиля запрещено выполнять следующие действия: заниматься перевозкой пассажиров, перевозить грузы, используя авто в качестве легкового таксомотора, а также пользоваться личным средством передвижения в служебных целях, — подтвердил «Известиям» юрист «Единого центра защиты» Самвел Меграбян.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Как часто нужно проходить эту процедуру, зависит от того, какие конкретно функции выполняет автомобиль, а также насколько давно он сошел с конвейера. Если использовать в служебных целях личный транспорт старше 10 лет, техосмотр нужно проходить ежегодно, поясняет Меграбян. Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается: машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.

Когда самозанятым не нужен техосмотр

Легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам со статусом самозанятых и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техническому осмотру.

Если же автомобиль используется в иных, не связанных с личными, целях, в том числе в целях оказания услуг по перевозке пассажиров или багажа, в служебных целях и так далее, то прохождение технического осмотра по-прежнему обязательно, заключил эксперт.

Что делать с автомобилем в лизинге

Еще одна категория частных лиц, которым придется проходить техосмотр наравне с юрлицами, — это те, кто взял автомобиль для личных целей по лизинговой программе. Стоит понимать, что транспорт в данном случае принадлежит лизингодателю, то есть юридическому лицу. Как пояснил Самвел Меграбян, пользователь такого автомобиля должен проходить техосмотр в сервисных центрах лизингодателя по графику.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Что будет с ОСАГО

Диагностическая карта не нужна частнику и для покупки ОСАГО, с августа прошлого года техосмотр отвязан от страхования автогражданской ответственности. Тем не менее в случае ДТП, если экспертиза покажет, что причиной ДТП стала неисправность автомобиля, страховщик может предъявить регресс виновнику ДТП, рассказали в пресс-службе компании «Альфастрахование».

Поэтому в добровольном прохождении ТО смысл сохраняется. Впрочем, риск невелик, поскольку еще придется доказать причинно-следственную связь между ДТП и отсутствием диагностической карты, считает Антон Алферов.

Он указал, что само по себе отсутствие диагностической карты не может стать причиной отказа в выплате по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

— Ни закон об ОСАГО, ни правоприменительная практика не знает такого основания для освобождения страховщика от страховой выплаты, как отсутствие диагностической карты. Как я уже сказал, если техосмотр должен был быть, но на момент ДТП его не было, страховщик должен произвести страховую выплату и вправе предъявить регрессное требование в размере произведенной выплаты к причинителю вреда, — говорит эксперт.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Есть еще один важный момент, который может повлиять на выплату. Если при заключении договора указать, что автомобиль используется в личных целях, но фактически используется для работы, то речь уже идет о предоставлении заведомо недостоверных сведений. Это может привести к уменьшению размера страховой премии.

— По общему правилу, которое неоднократно поддерживал пленум Верховного суда РФ, сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО недостоверных сведений, приведшее к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не является основанием для признания договора ОСАГО незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая, — уточнил Алферов.

По закону об ОСАГО страховщик всё же имеет право предъявить регрессное требование к страхователю, если установлено, что в момент ДТП автомобиль использовался не в личных целях, добавляет эксперт. К этому, вне зависимости от страхового случая, страховщик может взыскать со страхователя недостающий размер страховой премии. Причем если доплату произвести до ДТП, то право предъявить регресс у страховщика не возникает. Также страховая компания может в одностороннем порядке расторгнуть договор ОСАГО.

Почему привлечь смогут только таксистов

С одной стороны, использовать автомобиль в служебных целях незаконно даже частникам. Но доказать, что легковой автомобиль использовался для извлечения прибыли, сложно. Эксперты признают, что привлечь по новой статье можно будет только водителей такси, автобусов и грузовиков.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Вычислить таксиста не составляет труда, так как в своем большинстве они обклеены соответствующей пленкой и пестрят соответствующей символикой, — пояснил Антон Алферов.