Эксперты назвали долю вторичных санкций США за сотрудничество с РФ

Виктория Калиниченко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Всего 5% всех вторичных санкций США в отношении зарубежных юридических и физических лиц вводились за нарушение антироссийских рестрикций, подсчитали в среду, 1 сентября, эксперты Центра новой американской безопасности (CNAS).

«В то время как российские и китайские субъекты часто подвергаются санкциям за нарушение санкций против других стран, доля американских вторичных ограничений [введенных в отношении зарубежных лиц в рамках санкционных программ] против России и Китая остается умеренной», — цитирует доклад экспертов издание РБК.

Вторичные санкции США касаются компаний и персон, которые работают за пределами юрисдикции Соединенных Штатов, но нарушают американские нормы законодательства. Из-за санкций иностранным структурам приходится решать, стоит ли сотрудничать с подсанкционным лицом и терять выгоды от связей с США.

Исследователи CNAS не привели соотношения попыток зарубежных компаний заключить значимую сделку в интересах санкционных лиц в перечень вторичных рестрикций.

Большую часть такого рода санкций (68%) ввели в отношении зарубежных компаний за сотрудничество с Ираном и его структурами, в частности в нефтехимической и нефтяной областях. На втором месте находятся санкции за связи с КНДР (22%).

Вторичные санкции за взаимодействие с российскими структурами стали вводиться с момента избрания президентом США Дональда Трампа. При нем в 2017 году был принят закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Позднее администрация Трампа расширила перечень лиц, считающихся частью российского оборонного и разведывательного секторов.

Первые вторичные «антироссийские» санкции США затронули занимающийся военными технологиями китайский департамент разработки оборудования Центрального военного совета и его директор Ли Шанфу, внесенные в санкционный список OFAC Минфина США. Причиной ограничений стала покупка Китаем российских систем противовоздушной обороны С-400. В дальнейшем Соединенные Штаты вводили ограничения за покупку С-400 против турецких военных структур. Однако Вашингтон не вводил санкции в сторону Индии, которая подписала контракт на покупку этой же российской системы ПВО в октябре 2018 года.

Авторы доклада уверены, что малое количество санкций против КНР и России объясняется размером и серьезной вовлеченностью в международные процессы экономик этих стран.

23 августа министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм заявила, что США хотят поставить Россию на место, а также «добиться прекращения конфликта на востоке Украины и аннексии Крыма».

В тот же день участники «Крымской платформы» рассмотрели введение новых санкций против РФ. При этом они призвали Россию «к конструктивному участию» в этом саммите.

Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя проведение «Крымской платформы», заявил, что это антироссийское мероприятие, недружественное Москве. 12 августа министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал саммит шабашем, на котором Запад намерен развивать неонацистские настроения Киева.

Крым вернулся в состав РФ по результатам референдума 2014 года. За присоединение проголосовали 96,77% жителей региона и 95,6% избирателей Севастополя. Процедура прошла в соответствии с международным правом. Между тем Киев считает полуостров своей территорией. Москва неоднократно заявляла, что вопрос принадлежности субъекта закрыт навсегда.