Берут и без кнопок: авторынок показал стремительный рост

Продажи автомобилей бьют допандемийные рекорды, несмотря на дефицит
Евгений Багдасаров, Елена Еремина
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Несмотря на стремительное повышение цен, россияне продолжают стоять в очереди на покупку новых автомобилей. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за полгода было реализовано 871 тыс. машин — самый высокий результат за прошедшие три года. Произошли перемены в списке бестселлеров. Какие автомобили придется подождать и когда дефицит закончится, выясняли «Известия».

Лучший результат за три года

Из-за серьезного разрыва между спросом и предложением у автобизнеса наступила золотая пора. Цены на автомобили растут, но на рынке всё еще наблюдается дефицит. Поэтому впервые АЕБ проводила пресс-конференцию 6 июля, то есть в середине года, а не в начале.

За шесть месяцев этого года было реализовано 870 749 машин, что на 36,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цифра впечатляющая, но и падение продаж в 2020-м году было серьезным — напомним, что автомобильный рынок пострадал из-за карантинных ограничений. В то же время результат первого полугодия нынешнего года перекрывает результаты 2019 и 2018 годов, когда было продано 828 750 и 849 750 машин соответственно.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Большинство представленных на российском рынке брендов продемонстрировали рост. АвтоВАЗ увеличил продажи на 51%, до 200 219 машин. ГАЗ вырос на 20%, УАЗ — на 7%. Из иностранных марок только Kia продала более 100 тыс. автомобилей за шесть месяцев (+33%). Hyundai увеличила спрос на 43%, Renault — на 36%, Skoda — на 54%.

«Звезды» и китайцы

Один из лидеров роста — Stellantis, значительно увеличивший продажи Opel (1375%), Peugeot (163%) и Citroen (93%). В количественном выражении результаты выглядят скромнее: Opel продал всего 870 машин против 59 годом ранее. Рост продаж трем брендам обеспечила коммерческая линейка — в том числе производящиеся в России «каблучки» Peugeot Partner, Citroen Berlingo и Opel Combo. В пресс-службе Stellantis отметили, что могли бы продать даже больше, если бы не дефицит автомобилей.

Серьезный рост показали китайские марки. Лидером стал Haval — новую линейку кроссоверов наконец распробовали: 16 235 автомобилей, плюс 144%. Ему на пятки наступает Chery, показавшая наибольший рост среди «китайцев» — плюс 428%, 15 235 машин за полгода. Если приплюсовать к этому количеству 1220 премиальных кроссоверов Cheryexeed, то китайская марка вырывается вперед.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Lifan, некогда являвшийся самым популярным китайским брендом, распродает остатки автомобилей. Продажи Zotye идут единицами, а марка DFM вообще прекратила поставки.

Недосчитались

Отрицательный результат среди популярных массовых марок продемонстрировали Nissan (–2%), Honda (–2%) и Chevrolet (–43%). Причины в каждом случае разные. В случае с Chevrolet в статистике AEB не учитываются массовые модели, только «американцы», пояснили в пресс-службе «Келес Рус», официального дистрибутора UzAuto Motors в РФ. Honda сворачивает российские продажи — 2021 год будет для нее последним. Что же касается Nissan, разница в продажах по сравнению с первым полугодием прошлого года объясняется исключительно наличием автомобилей на складах.

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

«В данный момент Nissan в РФ активно работает над тем, чтобы улучшить ситуацию с наличием машин. Так, С 12 июля 2021 года завод Nissan в Санкт-Петербурге переходит на новый график работы: пять рабочих дней в неделю по 10 часов вместо текущего 8-часового рабочего дня. Новый график составлен в полном соответствии с российским законодательством. Работая четыре дня по 10 часов, сотрудники будут иметь один скользящий выходной в будний день. В субботу и воскресенье завод не будет работать. Для поддержания нового графика для работы на линии будет набрано около 200 новых сотрудников. Также с 1 ноября 2021 года запланирован переход завода на двухсменный график работы. Дополнительно будет нанято около 300 сотрудников. Всего в двухсменном графике на заводе будут работать 1,8 тыс. человек», — рассказал «Известиям» директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.

Наэлектризованный премиум

В премиум-сегменте больше всего продал автомобилей Mercedes-Benz — 23 807 автомобилей (+47%). Cadillac продемонстрировал наибольший рост в процентном соотношении — 125%, реализовав за полгода 1159 машин против 519 за тот же период 2020 года. В серьезном минусе только Jaguar — 223 машины, что на 50% меньше, чем за шесть месяцев прошлого года.

У родственного Land Rover, наоборот, продажи выросли на 20%. В пресс-службе британской марки рассказали, что долго не могли начать поставки «ягуаровской» линейки 2021 года — у новых F-Pace и E-Pace много отличий, поэтому их сертификация заняла продолжительное время. Премиальные марки оживили интерес к электромобилям — сегмент растет за счет популярности Porsche Taycan и Audi e-tron.

Модели на подиуме

Самым популярным автомобилем на российском рынке остается Granta (71 208 штук), недавно получившая обновки, в том числе более мощный 8-клапанный мотор. Далее с отрывом следует «Веста» — 57 031 штука. Причем, чтобы в условиях дефицита микрочипов выпускать достаточно машин, АвтоВАЗ сделал упрощенную комплектацию Comfort Light без аудиосистемы, круиз-контроля и кнопок на руле. Подобные версии есть и для других моделей Lada. Третьей самой популярной моделью АвтоВАЗа стала Niva — 24 709 машин классического и нового поколений.

Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Kia Rio — всё еще самая популярная иномарка (44 750 штук) по результатам полугодия, однако в июне популярная модель просела, а родственный Solaris, наоборот, подрос и занял первую позицию в зачете иномарок. Чем вызваны эти качели, в Hyundai и Kia комментировать отказались.

Hyundai Creta, несмотря на скорую смену поколений, всё еще остается лидером среди бюджетных кроссоверов — 38,8 тыс. машин. В массовом сегменте кроссоверов по-прежнему лидирует Toyota RAV4 (19 103 штуки), однако обновленный VW Tiguan почти ее догнал — 18 938 машин за полгода. Топ-25 бестселлеров ушли Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander и Hyundai Tucson и одновременно в нем появились новинки — Skoda Karoq, Kia Seltos, Renault Arkana.

Есть знаковые перемены и в других сегментах. Топ-25 покинула Skoda Octavia, a Kia K5 оказался популярнее Toyota Camry.

«Может положительно повлиять на спрос и продажи»

В июне рост по рынку продолжился, хотя и не у всех брендов. Всего в прошлом месяце было продано 157 808 автомобилей, что на 28,7%, или на 35 186 штук, больше, чем в 2020 году. Один из драйверов роста — новые модели, считают игроки рынка.

Volkswagen Tiguan
Фото: Volkswagen

«Несмотря на тяжелый пандемийный год, на рынок вышли новинки от ряда брендов. В частности, Volkswagen выпустил рестайлинг своего бестселлера — Tiguan. Можно сказать, что по продажам сейчас он обгоняет даже прошлый год. Также бренд как раз в первом полугодии смог закрыть вопрос о производстве нового кроссовера Taos, который тоже может положительно повлиять на спрос и продажи, если ситуация с комплектующими и поставками наладится. У Hyundai из новинок вышел новый Santa Fe — новая модель получилась не менее популярной, чем старая. И еще всего пару недель назад начались продажи нового Tucson. — рассказал «Известиям» операционный директор АГ «Авилон» Олег Шамба.

Он выразил надежду, что ситуация с дефицитом изменится в IV квартале 2021 года. «Если компоненты, которых сейчас не хватает, в течение ближайших трех месяцев выйдут на необходимый уровень, то к концу года нехватка должна начать ослабевать», — уверен Олег Шамба.

Прогноз на завтра

Влияние на рынок сейчас оказывают несколько факторов. Во-первых, эксперты ожидают что спрос-предложение стабилизируется к концу года. Во-вторых, до сих пор актуален Covid-19 и связанные с ним ограничения, однако эксперты очень надеются, что повторения прошлогоднего локдауна не случится.

Между тем в АЕB уже смотрят на итоги 2021 года с оптимизмом и обновили годовой прогноз продаж: 1,756 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

«Мы скорректировали свой прогноз с 2,1% на 9,8%. Динамика рынка превышает ожидания. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ доктор Томас Штэрцель.

Пять рублей с одного

Автомобильная промышленность входит в топ-4 образующих ВВП индустрий, заявляют эксперты ВШЭ. Объем инвестиций в автомобильную промышленность с 2010 по 2019 год составил 1,45 трлн рублей, в то время как автоиндустрией создано почти 9 трлн рублей, что равняется 1,1% ВВП РФ в ежегодном исчислении,

«Если мы будем считать еще и вторичные эффекты, а именно ВВП, созданный импортерами, дилерами, производителями, и включим эффекты от поставщиков, то цифра вырастает почти до 40 трлн рублей ВВП и речь идет уже о 5,8% ВВП РФ ежегодно. Получается, что на 1 рубль ВВП, созданный автоиндустрией, создается примерно 5 рублей ВВП в смежных индустриях». — заявил первый проректор школы Вадим Радаев.

Кроме того, согласно данным ВШЭ, объем автокредитования за 9 лет стремится к 1 трлн и составляет 931 млрд. Рост за исследуемый период — в 1,8 раза.

Фото: ТАСС/URA.RU/Анна Майорова

Автострахование также показало значительный рост в последнее время. Удельный вес ОСАГО и каско — 27%, что ставит автострахование на второе место после страхования жизни. Выплаты по ОСАГО выросли в 2,6 раза и составили 142 млрд рублей.

«Нельзя выделить однозначных лидеров»

Дефицит автомобилей с пробегом сохранится, а цены продолжат расти, считает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

«Больше всего пользовались спросом автомобили с пробегом от 1 до 5 лет в хорошем состоянии. Так, например, в нашей сети одинаково хорошо продавались как Renault Logan за 700 тыс. рублей, который подорожал почти на 20% за такой небольшой срок, так и Rolls-Royce Cullinan за 35 млн, до такой степени не было разницы. Поэтому нельзя выделить однозначных лидеров», — заключает Мигаль.

По его словам, рынку автомобилей с пробегом не хватает государственной поддержки. «Можно было бы временно снизить таможенные сборы. Пока этого нет, качественные автомобили будут еще больше дорожать, и продолжится это до тех пор, пока у дилеров не произойдет перезатоваривание склада. Но, на мой взгляд, в этом году этого не случится», — полагает эксперт.