Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский приехал в подконтрольную Киеву часть Херсонской области
Общество
«Росатом» продумал запасные варианты водоснабжения на Запорожской АЭС
Мир
МИД Румынии потребовал от более 50 сотрудников посольства РФ покинуть страну
Политика
Путин провел рабочую встречу с губернатором Орловской области Клычковым
Мир
Киев запросил гуманитарную помощь НАТО в связи с разрушением Каховской ГЭС
Армия
Шойгу сообщил о попытке ВСУ прорвать оборону на запорожском направлении
Политика
В Совфеде назвали провокацией слова о возможности отправки войск НАТО на Украину
Мир
Bloomberg узнало о намерении Турции взять на себя командование силами НАТО в Косово
Общество
Путин подписал открытки с детскими рисунками для участников спецоперации
Армия
Источники «Известий» раскрыли планы ВСУ на запорожском направлении
Экономика
В российском банке опровергли сложности с проведением рублевых платежей в Казахстане
Наука и техника
«Аэрофлот» и «Росатом» импортозаместили воздушные фильтры для иностранных самолетов

По шедеврам Ильича: как изображали Ленина его современники

«Известия» выбрали лучшие живописные портреты вождя
0
Репродукция картины «Портрет В.И. Ленина». Художник Кузьма Петров-Водкин Фото: РИА Новости/Игнатович
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

К 150-летию со дня рождения Ленина культурные институции готовили специальные проекты. Главная выставка должна была открыться в Историческом музее. Чтобы отчасти компенсировать ценителям живописи вынужденную нехватку впечатлений, «Известия» вспомнили произведения изобразительного искусства, посвященные вождю мирового пролетариата.

До официоза

У многих людей, живших в советское время, существует стойкий стереотип: изображения Ленина — чистая конъюнктурщина, никакого отношения к высокому искусству не имеющая. Действительно, большинство работ, которые широко демонстрировались в СССР, были созданы по велению не сердца, а партии. И художники должны были строго следовать канонам — уже к началу 1930-х годов у власти сложилось четкое представление, как нужно писать Ленина.

Печальная ирония состоит в том, что «идеальный» образ вождя был создан преимущественно людьми, заставшими революцию еще детьми. Так, хрестоматийная картина «Ходоки у Ленина», бесконечно тиражировавшаяся, написана Владимиром Серовым, родившимся в 1910 году. Иное дело — живописцы, формирование которых пришлось на дореволюционный период или 1920-е. Многие из них как минимум видели Ильича вживую, а главное — их стиль сложился в эпоху несравненно более свободную, и даже обожествляемую фигуру они изображали по-своему, индивидуально и (да-да!) искренне.

Яркий пример — первый живописный портрет Ленина, созданный Николаем Фешиным в 1918 году. Художник написал его по заказу политотдела Красной армии для зала Советов рабочих и красноармейских депутатов. Сейчас она демонстрируется в постоянной экспозиции ГМИИ Республики Татарстан, что в Казанском кремле. С одной стороны, здесь мы видим черты, которые портретисты и режиссеры будут развивать почти до карикатурности: хитроватый прищур, большой лоб, импульсивность и заинтересованность во взгляде. И вместе с тем это гораздо более живой, настоящий Ильич. Нервные руки, напряженная поза. Перед нами человек неординарный, но не бог, не идол. Плюс ко всему здесь налицо чисто живописные достоинства: характерные чередования матово-гладких и ярко-шершавых областей, оттеняющая центральную фигуру импрессионистическая спонтанность моментально выдают кисть Фешина.

Искусство у гроба

Еще один гений, писавший Ильича с натуры, — Кузьма Петров-Водкин. Правда, сам вождь на тот момент был уже мертв. В дни прощания с Лениным нескольких художников допустили до гроба, в их числе и автора «Купания красного коня». Созданный тогда быстрый эскиз был положен в основу полотна «В.И. Ленин в гробу» (Третьяковская галерея). И если у Фешина вождь узнаваем сразу, несмотря на специфику живописной манеры, то у Петрова-Водкина черты лица Ленина кажутся необычными.

Всё дело в ракурсе: художник пишет лицо как будто чуть снизу, пристально разглядывая. Композиция нарочито резкая: ярко-красная обивка гроба занимает большую часть пространства, фигура Ленина расположена по диагонали. А дальний фон образуют обычные люди, пришедшие на прощание. Некоторые из них в прямом смысле слова безлики. В толпе выделяется женщина со склоненной головой — аллюзия на скорбящую Богоматерь (вспомним «Петроградскую Мадонну» Петрова-Водкина). Мастер также обостряет контраст размеров: огромное тело вождя с чересчур большой головой помещено на фоне крошечных фигурок граждан.

Десять лет спустя Петров-Водкин создаст еще один портрет Ленина — вождь читает, сидя за столом. Но времена были другие, и новая работа не вписалась в доминировавшие тенденции. Как ни удивительно, стремление изобразить «самого человечного человека» живым стало наказуемым.

Взойти на броневик

Похожая история произошла и с «Приездом Ленина в Петроград» (1930) Александра Лабаса. Казалось бы, что может здесь смутить? Ленин, как и полагается, стоит на броневике с выкинутой вперед рукой. Некоторая искусственность композиции и центральной фигуры придает образу оттенок карикатурности — так мы это воспринимаем сегодня, но вряд ли автор, искренне веривший в идеалы революции, и зрители той эпохи с нами бы согласились. Дело в другом. Толпа вокруг изображена с фирменной лабасовской размытостью, создающей ощущение стремительного движения. Это бушующее людское море с всплесками знамен и штыков. Лабас пишет не столько реальность, сколько собственные эмоции. Такой субъективный подход, конечно, не мог быть принят.

Уже став известным живописцем, Лабас создаст целую серию «Октябрь», куда войдет и «Приезд Ленина в Петроград». Широкая публика увидит картину лишь шесть десятилетий спустя, в 1990-е. Любопытная деталь: по сей день она фигурирует в собрании Третьяковки как эскиз, хотя на самом деле это законченная самодостаточная работа, названная автором «эскизом» лишь для того, чтобы ответить на обвинения в «непроработанности» и «непрорисованности».

Ленин в аду

Писали Ленина и авангардисты. Знаковая работа этого ряда — «Восстание» (1925) Климента Редько, чудом дошедшая до наших дней и представленная в постоянной экспозиции Третьяковки. Изображение вождя здесь совсем крошечное, но находится в центре огромного ромба — «улицы», по которой шагают духовые оркестры и вооруженные люди, едут военные машины. Вокруг ромба на заднем плане — одинаковые ячейки, напоминающие окна безликих многоэтажек.

Ильич, управляющий, наподобие регулировщика, людскими массами, окружен соратниками. Ближе всего Троцкий, Сталин лишь третий в верхнем ряду. Именно по этой причине у «Восстания» не было шансов на массовое тиражирование. Да и сам образ Ленина не столько торжественный, сколько пугающий: огненно-красные всполохи создают ощущение отнюдь не праздничной демонстрации. Быть может, это ад?

Хотя Редько, конечно, не имел в виду ничего подобного. Напротив, он изобразил вокруг головы Ленина свечение, подобное нимбу. Но это как раз тот случай, когда художник неосознанно создает правдивый образ эпохи. Люди здесь лишь винтики в жуткой машине революции. И Ленин на самом деле один из них.

Прямой эфир