Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Армия
Средства ПВО РФ сбили две дальнобойные ракеты Storm Shadow
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России появится первая роботизированная гостиница. Ее построят на территории экономической зоны «Иннополис». Об этом «Известиям» рассказал заместитель премьер-министра Республики Татарстан по развитию этой зоны Роман Шайхутдинов. Отель оборудуют искусственным интеллектом, который научится анализировать предпочтения и настроение постояльцев. В нем будет минимум персонала — один робот способен заменить до шести сотрудников. В будущем такие гостиницы планируется построить в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а после распространить технологии на всю отрасль. Впрочем, эксперты считают, что пока не все отельеры готовы к подобным новшествам.

Искусственный персонал

Строительство первой в России роботизированной гостиницы на территории особой экономической зоны «Иннополис» в Татарстане займет около 2,5 лет, рассказали «Известиям» в компании-девелопере проекта Kravt Invest. Время нужно для внедрения технологий искусственного интеллекта, их тестирования и обучения роботов.

В проект планируется вложить 500 млн рублей, треть суммы пойдет на внедрение инновационных технологий — они будут разработаны совместно с датской компанией Universal Robots, сказал «Известиям» генеральный директор Kravt Invest Валерий Кравцун.

В дальнейшем компания хочет возвести аналогичные отели в Москве, Петербурге и Казани.

Робот в коридоре отеля
Фото: Depositphotos

–– Логично, что такая гостиница появится именно в городе высоких технологий. В отеле будут останавливаться гости, которые принимают участие в отраслевых мероприятиях, приезжают на корпоративное обучение в университет или являются посетителями пациентов медицинского центра, –– сказал «Известиям» Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Татарстана, ответственный за развитие «Иннополиса».

30 номеров отеля планируют оборудовать технологиями искусственного интеллекта, которые будут анализировать предпочтения постояльцев с учетом более 300 параметров, в том числе публичных данных соцсетей. Технологии смогут распознавать эмоции гостей по звуку голоса, фото и даже видео, считывать их настроение по внешнему виду, оценивать удовлетворенность или усталость. На основе анализа данных будет включаться или выключаться оборудование, регулироваться температура и свет, предлагаться еда, напитки, разные услуги, рассказал Валерий Кравцун.

Искусственный интеллект станет общаться с постояльцами через встроенные технологии, вероятно, с изображением и голосом, уточнил он.

По словам Валерия Кравцуна, голосовым помощником с голографическим изображением также оснастят стойку регистрации. Но первое время на ресепшене еще останется человек. До номеров постояльцев будут провожать летающие роботы-дроны, двери в них будут открываться с помощью автоматической идентификации гостя.

Робот со звездами оценки отеля
Фото: Depositphotos

За барную стойку поставят робота-баристу, а в антивандальных целях в гостинице начнут дежурить роботы-полицейские, которые зафиксируют возможные нарушения.

В целом планируется внедрить как можно больше роботов, вплоть до уборщиц и официантов. Они будут работать в режиме 24/7 и общаться на языке постояльцев. Одна машина способна заменить от двух до шести сотрудников — так отель сможет свести к минимуму штат обслуживающего персонала и, как следствие, оптимизировать свои расходы, добавил Валерий Кравцун.

Тех роботов, которые будут иметь физическое воплощение, сделают из вандалоустойчивых материалов.

Но сколько точно будет машин и каких специалистов они заменят, станет известно после тестирования оборудования. При этом люди в любом случае останутся, чтобы управлять роботами, уточнил он.

Робот доставляет воды постояльцам отеля
Фото: Depositphotos

В будущем эти наработки можно будет масштабировать на другие гостиничные проекты по всей России, отметил руководитель Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе университета «Иннополис» Александр Климчик.

Если отель предоставляет услуги с использованием видеозаписи действий постояльца, на это нужно получить согласие клиента, сказала партнер, руководитель практики Финтех в О2 Consulting Дарья Носова. Этот пункт можно включить в договор об обработке персональных данных.

Успешный опыт

Отели без персонала уже существуют за рубежом. Так, еще в начале 2000-х в Финляндии открылась первая гостиница сети Omenahotels (восемь отелей), которые работают по принципу самообслуживания. После оплаты проживания в Сети клиент получает на смартфон пароль для замка к входной двери и двери номера, который действителен на все время размещения. До кризиса 2008–2009 годов оператор рассматривал выход на российский рынок, но планы не осуществились, рассказала партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Усенко.

Сеть Starwood Hotels в 2014-м запустила услугу «робота-дворецкого». А в 2015 году японский отель Henn-na Hotel заместил половину персонала роботами, в том числе уборщиков, портье и горничных. Однако к концу 2018-го стало ясно, что они недостаточно эффективны, поэтому часть людей вернулась на работу, добавила Марина Усенко.

–– Подобные гостиницы также есть в Австрии, Германии, Финляндии, Китае, США и в других развитых странах. Но пока это очень узкая ниша, –– отметил директор по развитию Professional FM Александр Устинов.

Впрочем, роботизация в целом — повсеместный тренд. Разработчики шутят, что скоро на заводах останется всего два сотрудника — человек, который будет кормить собаку, а она — следить, чтобы человек не прикасался к оборудованию, сказал член экспертного совета ГД по цифровой экономике, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов.

Российская гостиничная отрасль тоже постепенно движется к автоматизации и самообслуживанию. Например, в некоторых отелях при оплате проживания можно получить электронную карту-ключ на смартфон, а выписаться из гостиницы — в автоматическом режиме, указала Марина Усенко.

Роботы на ресепшене отеля Henn-na Hotel в Токио

Роботы на ресепшене отеля Henn-na Hotel в Токио

Фото: Global Look Press/Oleksandr Rupeta

Концепция деятельности без сотрудников позволит гостиницам оптимизировать свои операционные затраты, подчеркнула советник руководителя Ростуризма Елена Лысенкова. Однако внедрение подобных решений в уже существующих отелях означает полное изменение работы объектов и, возможно, их перепроектирование, добавила она.

Пока говорить о полной роботизации гостиничной отрасли рано, считает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова, поскольку отели — это в первую очередь гостеприимство, которое скорее ассоциируется с людьми и общением.

Внедрение роботов — дорогой процесс, и в России многие отели пока не готовы инвестировать в это, добавила старший консультант направления индустрии гостеприимства CBRE Анна Тертычная. Сначала остальные девелоперы оценят успешность проекта, а потом уже, возможно, примут решение о внедрении технологий на своих объектах. Окупаемость гостиниц — 8–11 лет, поэтому результаты будут известны не раньше 2030-го, считает Александр Устинов.

Читайте также
Прямой эфир