Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Блогер Екатерина Диденко, потерявшая мужа и двух друзей во время вечеринки в банном комплексе, на минувшей неделе стала едва ли не самым обсуждаемым человеком в Рунете. Девушку обвиняли в том, что она недостаточно горюет по умершему супругу, выкладывает видео вместо того, чтобы держать переживания внутри себя, ходит на телешоу, а не убивается горем дома и пользуется фильтрами, чтобы выглядеть лучше. Всего за неделю число подписчиков вдовы увеличилось на 600 тысяч человек, а под ее последним постом собралось более 25 тысяч комментариев. Значительное число подписчиков обвиняют девушку в лицемерии, а также желании хайпануть и заработать на гибели людей. О том как меняется переживание горя в современном обществе и можно ли горевать неправильно, «Известия» обсудили с психологом, специализирующемся на переживании потери.

Траур с хэштегом

С появлением соцсетей публичный траур по умершим стал достаточно привычной формой выражения своей скорби. Под хэштегом #вечнаяпамять в Instagram опубликовано более 200 тысяч фотографий, как чьих-то близких или друзей, так и известных людей. Для человека, ведущего активную жизнь в социальных сетях, сообщить о смерти близкого вполне естественно: это одновременно способ рассказать о своей утрате и сигнал, что человека лучше некоторое время не беспокоить без надобности.

Механизмы психики, ответственные за переживания об утрате, еще недостаточно приспособлены к соцсетям. Однако если человек привык ежедневно общаться с широкой аудиторией, для него поделиться переживаниями и своим горем привычным способом будет вполне естественно, считает специалист центра психологической помощи имени Адлера Михаил Балакин.

— По существующим тенденциям, если человек привык через соцсети делиться какими-то своими мыслями или переживаниями, для него такое же поведение в ситуации горя будет привычным. Другая сторона состоит в том, что переживание предполагает некую самостоятельность, а не вынесение вовне. Нужно прочувствовать некие стадии, чтобы работа горя была совершена и человек принял мир без близкого, которого он потерял. Когда мы теряем человека, занимающего важное место в жизни, нашей психике нужно проделать определенную работу, чтобы перестроить видение мира, — отмечает психолог.

соцсети
Фото: Depositphotos

С одной стороны, процесс утраты сопровождают психологические моменты, а с другой — принятые в обществе культурные установки. В разных культурах в разные времена эти формы различались. Например, в европейской культуре цвет горя черный, а в восточной — белый. Но сам по себе цвет никак не сказывается на качестве переживаний, а лишь является неким символом. Количество дней, которые принято носить траур также варьируется в зависимости от страны. Несколько веков назад вдова носила траур как минимум три года и все это время запрещалось надевать какие-либо цвета кроме черного. Появление на публике в другой одежде считалось неуважением к покойному и несоблюдением приличий. Сейчас правила ношения траура гораздо менее строгие и нет четких рекомендаций относительно соблюдения сроков траура.

Некоторое время назад эти вещи были канонизированы в обществе и отступать от них было дурным тоном и чем-то крайне осуждаемым. Сейчас культурные части кода сильно расшатаны, размыты. Каждый делает так, как считает нужным, и в плане траура, и в плане переживаний. Некоторые вещи могут выглядеть странными с точки зрения переживания горя, но имеют значения не проявления, а внутренние процессы, — считает Балакин.

Избегать очевидное

Игнорирование горя и стремление мыслить позитивно несмотря ни на что может, на первый взгляд, показаться хорошим советом как пережить тяжелую утрату. Но избегание и подавление горя чревато появлением различных последствий начиная от психосоматических расстройств, расстройств сна и пищевого поведения и заканчивая головными болями и другими заболеваниями.

— Каждый человек ищет для себя степень интимности этого переживания. Важно вынести за скобки истории, когда человек пытается спекулировать своим личным горем: привлечь внимание и получить какие-то социальные бонусы или блага. Публичность может быть потребностью, а может быть и способом получить резонанс и выгоду. Это два разных процесса и отделить один от другого очень сложно, — утверждает специалист центра психологической помощи.

одинокий
Фото: Global Look Press/Paul Zinken/dpa/ZB

Большинство людей склонны не афишировать личные эмоции и переживать потерю внутри себя. А склонность делиться очень личными эмоциями с большим количеством людей, по мнению психолога, является отклонением от статистической нормы. Но не является при этом признаком психоза или другого расстройства психики. В первую очередь, желание переживать горе внутри себя связано с ощущением безопасности: в моменты утраты близкого он чувствует себя крайне уязвимым и боится потерять контроль над ситуацией.

– Когда мы болеем, мы стараемся максимально сократить количество людей, с которыми мы взаимодействуем, чтобы побыть некоторое время в состоянии болезни и восстановиться. С переживаниями обычно происходит по схожему сценарию. Иметь рядом кого-то из близких, перед кем мы не стесняемся быть слабым, — это в первую очередь потребность в безопасности. Публичность в этом смысле не является комфортной средой. Потеря – это достаточно сильная эмоция, в которой человек не может себя сдерживать. Но опять же это не универсальная схема, потому что у людей может быть разное восприятие публичности и склонность к подавлению эмоций, — подчеркнул Балакин.

Мрачное табу

Игнорирование потери в попытках удариться в работу или отправиться в длительное путешествия, по мнению психолога, также имеет свои последствия для психики. Человек тормозится на стадии отрицания и, заглушая переживания новыми эмоциями, он рискует попасть в круг бесконечного избегания реальности. За короткой стадией шока после смерти близкого человека наступает достаточно продолжительная стадия отрицания, на которой он может зафиксироваться. Так происходит, например, когда пожилые родители теряют детей и начинают впоследствии называть своих внуков их именами.

путешествие
Фото: Global Look Press/Nikolay Gyngazov

— Происходит некое рассогласование с реальностью при общей адекватности. Когда мы приняли то, что человека больше нет, место, которое он занимал отчасти освобождается. Он остается только в нашей памяти. Заглушая эти переживания, мы слышим базовый шум, не позволяющий проявлять негативные эмоции. Человек находится в условно хорошем состоянии, которое может привести к тому, что он полностью потеряет способность выстраивать новые отношения. Когда место близкого человека эмоционально занято, невозможно пробовать сближаться с кем-то еще, — объясняет специалист центра психологической помощи.

В массовом осуждении публичного горевания психологи отмечают влияние тенденции на бесконечный позитив, успех и красивую жизнь. Любого человека, который вносит в общую ленту личный негатив и бурно переживает свою потерю у всех на виду, воспринимают как смутьяна, нарушающего спокойствие и раздражающего окружающих. Люди, следящие за блогерами, не готовы тратить собственные силы на переживание и разделять с малознакомым человеком его горе.

В российской культуре тема смерти табуирована и окутана мифами о том, что избегание связанного с этим событием негатива приводит к благоприятным последствиям. Это приводит к тому, что люди не хотят лишний раз задумываться о мрачной теме и принимать неизбежность смерти. Культурные табу на горевание, слезы и агрессию, приводят к невротическим механизмам, которые нарушают адаптацию человека. В русской культуре существовала профессия плакальщиц, которые провоцировали родственников усопшего на проявление эмоций. Эта культура практически исчезла и в современном обществе может показаться совершенно карикатурной. Впрочем, кроме религиозных ритуалов, фактически не появилось практик, помогающих пережить утрату.

плач
Фото: Depositphotos

— Горевание – естественный процесс, который образовался с эволюцией человека. Если мы блокируем механизмы, которые помогают нашей психике справиться, то снижаем ее устойчивость и свои способности к преодолению сложных ситуаций. В вопросах горевания каждый отталкивается от своих представлений о том, что он считает правильным. Но универсального формата не существует. Самым важным водораздельным пунктом является то, что игнорирование горя — это самый неправильный способ его пережить. Из-за этого человек фиксируется в травмирующей ситуации и остается внутри нее, – резюмировал Балакин.

Прямой эфир