Поверь в VR: виртуальная реальность научит жестким переговорам
Российские разработчики с помощью VR-технологий создали методику, позволяющую обучить сотрудников ведению жестких переговоров. Для этого были написаны сценарии и сформировано реалистичное виртуальное пространство с персонажами, которые демонстрируют разные реакции на слова собеседника. Попадая в такую среду, человек подвергается стрессу, но программа учит его строить диалог правильно и корректно. Испытания показали, что в этих условиях люди хорошо запоминают нужную модель поведения, это позволяет им успешно вести переговоры в реальности. По словам экспертов, технология весьма перспективна, но не каждая компания сможет себе позволить заказать разработку подходящих сценариев.
Полное погружение
Отстаивание своей позиции в жестких переговорах или, например, увольнение сотрудника — это стрессовые ситуации. Не все люди способны быстро сориентироваться и подобрать нужные слова так, чтобы выполнить свою задачу, но при этом не обидеть собеседника.
Российские разработчики создают методики обучения сотрудников правильному поведению в сложных с точки зрения коммуникации ситуациях. Работа ведется совместно с Высшей школой информационных технологий и интеллектуальных систем в коллаборации с Институтом социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета.
— Попытка воспроизвести некую ситуацию в виртуальной реальности помогает человеку самому понять, как ему проще и комфортнее действовать в данном случае, — сообщила генеральный директор компании Cerevrum Наталья Флокси. — При повторении сцены уже в реальном мире фактор стресса станет значительно ниже, человек сможет ориентироваться на прописанный для себя сценарий, а ответы собеседника перестанут быть неожиданными. Люди смогут научиться работать как со своей агрессией, так и с чужой.
Чтобы доказать эффективность использования виртуальной реальности при запоминании последовательности неких шагов, ученые провели следующий эксперимент. Они сравнили результаты испытуемых, разбив их на две группы: первая проходила обучение на обычном экране компьютера (15 человек), вторая тренировалась в виртуальной реальности (13 человек). В качестве сценария была взята ситуация, в которой менеджер пытается увеличить количество продаж, преодолевая сопротивление собеседника.
Сначала каждый участник эксперимента просто зачитывал последовательность фраз. На втором этапе пропадала часть слов, и их надо было восстановить по памяти. На третьем — участников просили восстановить последовательность и фразы полностью. Параллельно ученые фиксировали, сколько необходимых фраз удалось запомнить испытуемым. Кроме того, исследователи следили за электрической активностью их мозга для проверки эмоциональной вовлеченности и концентрации.
Оказалось, что работавшие с виртуальной реальностью участники запомнили в полтора раза больше фраз. Кроме того, их внимание практически не снижалось на протяжении всего времени обучения. Концентрация же обучавшихся традиционным путем, на обычном экране компьютера, упала за время тренировки на 20%.
Стресс в помощь
Обучение людей проводится в три этапа, описанных в эксперименте: зачитывание последовательности фраз, их частичное и, наконец, полное восстановление по памяти. Конечно, сначала ученые создают методологию, включающую правильную последовательность действий в той или иной ситуации, затем моделируют обстановку для ее проработки в виртуальной реальности.
— Когда мы находимся в незнакомом окружении, срабатывает так называемый ориентировочный рефлекс, — пояснил руководитель отдела исследований Cerevrum Олег Радченко. — Психика мотивирует мозг ориентироваться в новых обстоятельствах, и благодаря этому человек гораздо лучше запоминает всё происходящее. А виртуальная реальность как раз обеспечивает максимальное погружение в совершенно другой мир, при этом хорошо прорисованный. Кроме того, человека не отвлекает от обучения происходящее в реальном мире.
Обучение идет в незнакомой виртуальной комнате, интерьер которой схож с обычным офисным. В виртуальной реальности человека ждет один или несколько персонажей, с которыми будет строиться диалог. Персонажи могут говорить и двигаться, у них есть мимика и жестикуляция. Человек получает для чтения некую теорию, описывающую ситуацию и постановку задачи. После чего на виртуальном листке он видит фразу, которую ему рекомендуется произнести. Система распознает эту фразу и запускает реакцию персонажа, который может как согласиться с собеседником, так и начать вести себя агрессивно или обидеться. Так обучаемый двигается по сценарию, пользуясь подсказками системы.
Впрочем, есть и нелинейные схемы. У пользователя может быть несколько вариантов действий, каждый из которых приведет к той или иной ветке сценария — то есть будут провоцироваться разные реакции персонажа.
— Применение виртуальной реальности для обучения, несомненно, положительная тенденция, — отметил директор по развитию лаборатории Digital Media Lab Казанского федерального университета Виталий Абрамов. — Это позволяет совмещать бизнес и науку — изучение особенностей поведения людей в виртуальном мире. Ранее неигровое применение виртуальной реальности ограничивалось прикладной областью — например, обучение работе с оборудованием. Использование этой технологии для получения коммуникативных навыков — более сложная задача, но решать ее очень интересно.
По мнению профессора кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елены Яхонтовой, использование виртуальной реальности в обучении людей определенным навыкам — технология, которая имеет неоспоримые преимущества перед традиционными. Благодаря ей человек максимально погружается в ситуацию, практически все функции его сознания сосредоточены на выполнении поставленной задачи. Единственный недостаток применения такой технологии — ее высокая цена.
— Далеко не всем организациям будет доступно заказать профессионалам разработку конкретных ситуаций, максимально приближенных к реальным. А типовые кейсы тоже не дешевы и менее эффективны, — добавила эксперт. — Таким образом, полагаю, заказчиками будут становиться в основном крупные компании.
Разработчики стоимость своего продукта не раскрывают. Но утверждают, что сборка симуляций происходит бесплатно. Пользователь платит только за количество распознаваемых фраз в момент внедрения это в программы.
В планах ученых — проведение дополнительных испытаний реакций людей на различные условия происходящего внутри виртуального мира.