Дорожные союзы: как Россия налаживает реальные связи с соседями
Москву с Хельсинки может соединить высокоскоростная железная дорога, которую поезда будут проезжать за шесть часов. И это не единственный транспортный проект, который может связать Россию с ближайшими соседями. О дорогах через границу и их стоимости, читайте в материале «Известий».
Железная дорога Москва–Хельсинки
О заинтересованности в запуске высокоскоростного поезда Москва–Хельсинки 20 января заявил министр по делам развития и внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари. Перед этим он обсудил идею с главой РЖД Олегом Белозеровым.
Речь идет о продлении до Финляндии высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург. Это не та дорога, по которой ходят «Сапсаны», а абсолютно новая. В 2022 году РЖД представит проект ее строительства, а в 2026-м рассчитывает построить.
Обойдется эта стройка в 1,5 трлн рублей, зато время в пути между Москвой и Петербургом уменьшится с 3 часов 45 минут до 2 часов 10 минут. Были заявления и о том, чтобы продлить магистраль до Нижнего Новгорода, повысив общую стоимость проекта до 2,3 трлн рублей.
Вот к этому проекту хочет присоединиться Финляндия, протянув ВСМ до Хельсинки. «У Финляндии есть интерес к такому проекту, который помог бы увеличить поток туристов в обоих направлениях, и мы готовы продолжать обсуждение с вашим правительством», — сказал финский министр Вилле Скиннари. Тон официального заявления РЖД после его встречи с Белозеровым весьма обнадеживающий: «Финская сторона на встрече подняла вопрос о ВСМ Хельсинки–Москва. Было решено обмениваться информацией о ходе инфраструктурных проектов в части высоких скоростей».
Более того, о возможном проекте уже говорил заместитель генерального директора РЖД Олег Тони. «Потом [после реализации ВСМ] можно рассматривать в перспективе транзит до Хельсинки. Пересадка на Ладожском вокзале, и можно достаточно быстро доехать из Москвы в Хельсинки», — говорил он.
Пока — до официальной презентации проекта ВСМ — такой перспективой можно считать 2026 год. Сколько понадобится времени и денег финнам на их часть, Хельсинки пока оценить не может. Для сравнения можно взять железную дорогу, по которой сейчас из Санкт-Петербурга в Хельсинки ходит скоростной (3 часа 27 минут) электропоезд Allegro. От достигнутой договоренности между президентами России и Финляндии в 2001 году до первого рейса в 2010 году прошло девять лет.
Грузовая магистраль из Европы в Китай
Проект другой магистрали, но не железнодорожной, а автомобильной и к тому еще частной, полгода назад поддержал прежний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Так что в обозримом, но пока непонятно, каком именно, будущем в России должны начать строительство почти 2000-километровой автодороги от границы с Белоруссией до границы с Казахстаном. Она станет кратчайшим маршрутом для перемещения грузов между Китаем и Европой. И соединит с Китаем и Европой Россию.
Проект после одобрения Медведевым был включен в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры. А это значит, что министры транспорта, строительства, финансов и экономического развития будут оказывать помощь инициатору проекта, ЗАО «Русская холдинговая компания». Помощь, в том числе консультационную, в вопросах привлечения инвесторов.
«Меридиан» стоимостью в 600 млрд рублей должен быть построен вообще без государственных денег. Но проект был одобрен со страховкой: если возникнет политическая ситуация, которая не позволит реализовать проект в полном объеме, например будут закрыты границы, государство должно обеспечить строителям минимальный гарантированный доход в размере 35 млрд рублей в год.
Правительство (напомним, бывшее) проект одобрило, но окончательно не согласовало. Но уже это явно свидетельствовало, что чиновники позитивно настроены относительно нашего геополитического будущего. Так же как и бенефициар Русской холдинговой компании Александр Рязанов.
В одном из интервью он говорил, что в правительстве обсуждалась и финансовая гарантия для проекта — 200 млрд рублей в год, если проект не запустится по коммерческим причинам. Но после одобрения Медведевым Рязанов сказал, что финансовая гарантия не нужна, потому что «проект хороший».
По предварительным подсчетам, время в пути по «Меридиану» составит всего 11 дней. Сейчас по морю этот путь занимает до 80 суток. За это время машины с грузами будут проходить 8445 км пути, в том числе 2 тыс. по России. Каждый из них обойдется инвесторам в 300 млн рублей.
Правда, некоторые эксперты считают, что «Меридиан» все-таки может оказаться повешен на федеральный бюджет. Пока он конкурирует с другими проектами, например реконструкцией трассы М7.
Если от реконструкции откажутся — а она уже сейчас отложена, — инвесторы могут вернуться к переговорам с правительством о финансировании. «Эта транспортная артерия должна быть востребована не только российскими перевозчиками, но и транспортными компаниями из соседних стран — Китая, Казахстана, Белоруссии и ЕС. Экономический потенциал данного проекта очень большой, поскольку дорога свяжет восемь регионов нашей страны и станет частью глобального проекта «Европа – Западный Китай», — прокомментировал востребованность дороги государством генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
Частная дорога Москва–Казань
Параллельно с «Меридианом» в России построят другую платную мегатрассу — скоростную дорогу Москва–Казань. Она является частью транспортного коридора Европа – Западный Китай, но, по словам Иевлева, конкурировать с «Меридианом» они не будут. Тот проект предназначен для грузовых перевозок. А государственная трасса стимулирует туристические поездки, в том числе за рубеж: «Меридиан» станет частью международного проекта, связывающего Европу и Китай. А новая государственная трасса М-12, соединяющая столицу и Казань, больше рассчитана на внутренние потоки и призвана дать импульс для развития наиболее экономически активных регионов центральной части страны.
В правительстве долго спорили, строить ли трассу с нуля или реконструировать упоминавшуюся уже М7. При этом оценки стоимости одних и тех же проектов разнились у разных ведомств на несколько сотен миллиардов рублей.
Но прошедшей осенью был найден компромиссный вариант: строить дорогу поэтапно, начав с участка Москва–Арзамас в 2024 году, М7 частично реконструировать от Нижнего Новгорода до Казани, а строительство центрального участка отложить до 2027 года. В общей сложности, как говорил три месяца назад министр транспорта Иннокентий Алафинов, на проект будет выделено 730 млрд рублей до 2027 года.
Новая дорога к Грузии
Еще одна новая дорога появится у российской границы, но уже со стороны ближайшего соседа. В Грузии в конце прошлого года начали строительство скоростной магистрали, ведущей к российско-грузинской границе.
До сих пор попасть из России в Грузию, а также в Армению на автомобиле можно только по одной дороге — Военно-Грузинской. 35-километровая трасса, по которой ежедневно проезжает не менее 3,5 тыс. автомобилей, считается одной из самых опасных в Грузии. Не меньше 40 дней в год она закрыта из-за горных обвалов и селей. Иногда это приводит и к гибели людей, как в мае 2014 года. Тогда из-за селя и наводнения, разрушивших дорогу, погибли шесть человек.
$558,6 млн на новую дорогу Грузии дали Азиаткий банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. Об этом в декабре 2019 года сказал премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе. 23-километровая объездная дорога пройдет по маршруту Квешети–Коби, который является частью транзитного коридора Север–Юг. После завершения проекта транзитное сообщение будет возможно беспрепятственно в любое время года.
Параллельно в Грузии строят дорогу в Рикотском перевале, которая станет частью европейской транзитной дорогой Е-60. Это второй по величине европейский транзитный коридор, который начинается во французском Бресте и заканчивается в киргизском Иркештаме.