Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
При обстреле ВСУ Алешек Херсонской области пострадала женщина
Мир
Антонов указал на нелегитимность решения США использовать доходы от активов РФ
Мир
США назвали неприемлемым предложение РФ по мирному урегулированию на Украине
Армия
Лейтенант Павлюкевич обнаружил и помог захватить важный опорпункт ВСУ
Общество
В Шебекино из-под завалов обрушенного подъезда извлекли тело третьего погибшего
Интернет и технологии
Названы популярные у россиян смартфоны
Мир
ВКС РФ нанесли четыре удара по базам боевиков в провинции Хомс в Сирии
Общество
Умер снимавшийся в фильме «Следствие ведут знатоки» режиссер Игорь Меркулов
Мир
Небензя заверил в соответствующем ответе России на агрессивные действия в свой адрес
Спорт
Первый гол на Евро-2024 забил полузащитник сборной Германии Вирц
Общество
Тела двух человек извлекли из-под завалов на месте обрушения подъезда в Шебекино
Мир
Президент Бразилии предложил G7 провести мирный саммит с Москвой и Киевом
Общество
После смертельного ДТП в Благовещенске отменены развлекательные и массовые мероприятия
Мир
Кейт Миддлтон сообщила о прогрессе в борьбе с онкологией
Общество
С начала пожароопасного сезона в Якутии произошло 149 возгораний
Мир
РФ вышла из протокола к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года
Мир
На Украине сообщили о диверсии на железной дороге в Сумах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские Воздушно-Космические силы получат «Супер-Защитника». Уже в этом году начнется серийное производство обновленного варианта бомбардировщика Су-34 (по обозначению НАТО Fullback — «Защитник»). Машине присвоен индекс НВО — «новые возможности». Самолет оснастят современными боеприпасами, улучшенными средствами РЭБ и уникальными разведывательными контейнерами. Модернизация базируется на опыте, который получен в ходе боевых действий в Сирии.

Новые глаза и уши

Поставки Су-34 НВО начнутся в нынешнем году — это следует из протокола совместного решения Министерства обороны, Новосибирского авиазавода и ОКБ «Сухого» (документ есть в распоряжении «Известий»).

Как рассказал источник в военном ведомстве машины будут производиться в рамках контракта, который планируется подписать в ближайшее время. В настоящий момент авиастроители и военные уточняет его параметры. В том числе и количество Су-34 НВО, которое закупит оборонное ведомство, а также конкретные сроки их поставки в войска.

су-34
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Помимо обновленной авионики, вооружения и средств радиоэлектронной борьбы, на «Защитниках» появятся универсальные контейнеры разведки (УКР), созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Сыч». Они радикально увеличат возможности самолета по обнаружению наземных и воздушных целей.

Сквозь облака

Для Су-34 разработано три контейнера с разной разведывательной нагрузкой. Вариант УКР-РТ предназначен для ведения радиотехнической разведки, УКР-ОЭ — для оптико-электронной и УКР-РЛ — для радиолокационной. Все они используют единую шину данных для взаимодействия с самолетом и поэтому взаимозаменяемы.

Ранее генеральный директор НИИ «Кулон» Владимир Максимов заявлял, что контейнер радиоэлектронной разведки УКР-РЛ с радаром четвертого поколения «Пика-М» завершил государственные испытания и уже опробован в реальной обстановке. Он позволит самолету обнаруживать наземные цели на большей дальности в любое время суток даже сквозь облачность.

су-34
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Как рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков, другой контейнер для Су-34, УКР-РТ, создан на базе аппаратуры радиотехнической разведки М400а. ­Это уменьшенный вариант более сложной системы «Фракция», которой оборудованы новейшие самолеты-разведчики Ту-214Р.

— Для контейнерного исполнения пришлось уменьшить габариты и вес «Фракции», но при этом заявлено, что технические характеристики удалось сохранить, — уточнил специалист.

Считается, что с помощью своей современной разведывательной системы Ту-214Р может обнаруживать излучение радаров, радиосвязь и даже работу сотовых телефонов на расстоянии в сотни километров. Эти самолеты активно привлекалась к операции в Сирии.

РЭБ в новом облике

Также для Су-34 НВО разработан модифицированый комплекс радиоэлектронного подавления «Хибины». Он поможет самолету лучше защищаться от средств ПВО. Мощность аппаратуры позволяет прикрывать не только свою машину, но и соседние. Изменениям подвергнется и состав наземного оборудования для обслуживания и контроля самолета и его бортового оборудования.

— У бомбардировщика прекрасные характеристики, — рассказал «Известиям» заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Игорь Маликов. — Потенциал этой машины далеко не исчерпан. Оснащение ее разведывательным оборудованием значительно увеличит возможности наших войск в тактической зоне.

су-34
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Аналогов Су-34 в мире нет, — считает эксперт. — Одно время у американцев в том же классе был F-111, но в конце 1990-х годов они от него отказались. Российский самолет оптимален для боевого применения. Современные стелс-бомбардировщики могут нести гораздо меньше вооружения. А Су-34 способен взять на внешней подвеске до восьми тонн.

Сирийский сокол

Бомбардировщики Су-34 задействовали в Сирии с первых дней российской операции в 2015 году. Изначально туда перебросили одно звено из четырех самолетов. В самые напряженные периоды разгрома ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ) в конце 2017 года на спутниковых снимках Хмеймима было видно до 14 Су-34 одновременно.

Самолеты активно использовали для применения высокоточного управляемого оружия. В том числе корректируемых авиабомб КАБ-500С. Специализированные ударные машины поражали хорошо защищённые цели, в том числе малоразмерные: горные бункеры террористов, захваченные ими объекты нефтедобычи и даже небольшие вооруженные пикапы.

су-34
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

За пять лет боевой работы в Сирии не было потеряно ни одного Су-34, они зарекомендовали себя надежной и эффективной машиной. По данным Минобороны, боевой налет некоторых летчиков на этом типе самолета составил более 400 часов.

Разработка ударной версии Су-27 началась еще в конце 1980-х годов. Прототип Су-34 совершил первый полет 13 октября 1990 года. Предсерийные самолеты пошли в войска с 2006 года.

В 2008 году был подписан первый крупный контракт на 32 бомбардировщика для российских ВВС. В 2012 году за ним последовал второй, уже на 92 машины. Сейчас производство этих партий приближается к завершению. По различным данным, в 2008–2019 годах Минобороны получило более 120 Су-34. А всего в ВКС планируют использовать их не менее 150–200.

Прямой эфир