Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Мир
Арестович рассказал о просьбах европейцев «добить Россию»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
Генсек ООН призвал прекратить любую военную деятельность вокруг Запорожской АЭС
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) предлагает по-новому бороться с телефонными мошенниками, спамерами и даже телефонными террористами — с помощью технологии цифрового отпечатка звонка. Что-то подобное уже разрабатывается за рубежом, и нам неплохо бы взять на вооружение — письмо с предложением разработать и внедрить технологию цифрового отпечатка звонка направлено в ФАС. О том, что собой представляет новая технология, действительно ли она поможет в борьбе с телефонными мошенниками и какие схемы до сих пор работают на обман абонентов, читайте в материале «Известий».

Ловушка для невидимки

Технология цифрового отпечатка звонка — это цифровой сертификат с системой шифрования, который оператор связи присваивает каждому звонку. Звонок проходит «бесследно», то есть без цифрового отпечатка? Значит, номер абонента подделан и сотовый оператор может заблокировать звонок.

Как передает RT со ссылкой на руководителя Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимира Зыкова, в России растет число звонков от мошенников, которые под видом сотрудников банков выведывают у абонентов конфиденциальную информацию.

Вычислять недобросовестных абонентов будут так: оператор связи звонящего и того, кому звонят, проверят данные о вызове по нескольким параметрам (цифровой отпечаток, местоположение, название организации и другие). Если проверка покажет, что информация не совпадает с действительностью, абонентов просто не соединят.

телефон мошенничество
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

«Операторы связи будут работать с цифровыми сертификатами, которые можно построить на базе отечественной криптографии с открытым ключом. Они позволят верифицировать звонящих», — уточняется в письме ассоциации, которое было направлено в ФАС.

По словам ведущего специалиста по компьютерной криминалистике Group-IB Артема Артемова, технология цифрового отпечатка или цифровой подписи давно и надежно используется в других сферах.

«Например, для того чтобы определить подлинность документа или подлинность сайта, который вы посетили, — отмечает в беседе с «Известиями» специалист. — Использование технологии цифрового отпечатка звонка должно решить проблему с подменой номера. К этой технологии часто прибегают мошенники для обмана пользователей, звоня, например, от имени банков».

Забыть про «резервный счет»

По данным ТАСС, в 2018 году МВД России официально зарегистрировало около 43 тыс. случаев телефонного мошенничества. С января по сентябрь 2019 года было зарегистрировано свыше 205 тыс. преступлений, «совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий». В Сбербанке уточняют, что звонок от «службы безопасности банка» — самая популярная комбинация (и, видимо, самая прибыльная) у мошенников. Так, в декабре столичную пенсионерку обманули почти на 3 млн рублей.

Фразы примерно одинаковые: «Мы зафиксировали хакерскую атаку, давайте переведем деньги на «резервный счет», «Срочно подтвердите операцию в банкомате» и далее в том же духе с просьбой назвать полные реквизиты банковской карты, CVC/CVV-коды, логин и пароль интернет-банка.

«Особо отметим, что это уловки мошенников — банк никогда и ни при каких обстоятельствах не просит клиентов подтверждать операции в банкоматах, а «безопасных резервных счетов менеджера» просто не существует», — уточняют в Сбербанке, отмечая, что в 2019 году от клиентов пришло около 2,5 млн обращений с жалобами на мошенников.

телефон мошенничество банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Как отмечает в беседе с «Известиями» начальник отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов, за последние годы мошеннические схемы с картами существенно не изменились. Мошенники лишь адаптируют методы к новым банковским сервисам и услугам. Впрочем, аппетиты растут.

«Если примерно год назад мы наблюдали попытки совершения одиночных операций со стороны мошенников, то сегодня они всё чаще стараются получить доступ к системам ДБО (дистанционного банковского обслуживания. — «Известия») для хищения со счета сразу всех денежных средств», — уточняет эксперт и отмечает, что методы социальной инженерии с использованием технологии подмены исходящего номера мошенников на номер телефона банка — одна из самых распространенных схем прошлого года.

Кстати, для мобильных телефонов существуют специальные приложения-блокировщики, которые определяют неизвестные номера, вычисляют организацию, из которой поступил звонок, и «спам».

Сторонний доступ и клон SIM-карты

Артем Артемов отмечает, что способов добраться до вашей карты множество. Так, пользователю может прийти SMS о якобы совершенном переводе денег с карты или блокировке карты с просьбой перезвонить в «службу финансовой безопасности». Стоит перезвонить — и будьте уверены, что человек в трубке сделает всё, чтобы выудить у вас максимум конфиденциальной информации.

«В августе прошлого года появился новый вид мошенничества, направленный на пользователей приложений для мобильного банкинга с использованием легальной программы для делегирования доступа. Эта программа позволяет подключиться постороннему лицу к смартфону, — рассказывает эксперт. — Злоумышленники звонили от имени банка и сообщали клиенту, что была зафиксирована попытка взлома его личного кабинета или же вывода средств с его счета. Службе безопасности банка якобы требовалась помощь клиента и необходимо было срочно установить программу удаленного управления смартфоном, чтобы получить доступ к устройству и обезопасить пользователя. После установки такой программы мошенники могли действовать от имени пользователя и, получив доступ к приложению для мобильного банкинга, выводили средства со счета».

Иногда мошенники используют достаточно редкие, но, по словам Артема Артемьева, крайне эффективные методы. Например, выпуск клона SIM-карты потенциальной жертвы, чтобы получить доступ к мобильному банку.

телефон мошенничество
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

«Мошенники звонили от имени банка и выуживали необходимые данные о банковской карте пользователя, в том числе кодовое слово. Вооружившись информацией о жертве и поддельной доверенностью, мошенники перевыпускали SIM-карты жертв, после чего оригинальные «симки» настоящих владельцев автоматически блокировались, — рассказывает специалист. — Затем мошенники активировали мобильный банкинг на своих устройствах, сообщив все данные, включая кодовое слово, банку, и проводили операции с использованием одноразовых кодов, которые приходили на симку-клон».

Поэтому, кто бы что ни говорил, не выдавайте информацию по своей карте и тут же перезвоните в банк по указанному на официальном сайте телефону. Потом будете благодарны себе и реальному сотруднику банка.

«Нужно иметь представление о том, как работает реальная служба безопасности банка. У таких специалистов есть все необходимые инструменты для приостановления подозрительной операции и блокирования счета либо карты клиента, на которого совершается атака. Это значит, что, когда вам действительно позвонит работник банка, сомнительная операция будет уже приостановлена, а вас попросят ответить на несколько вопросов, уточняющих ее параметры. Чтобы разблокировать карту, клиенту, скорее всего, придется посетить офис банка», — объясняет Алексей Сизов и напоминает: сотрудник банка никогда не попросит у вас пароль от интернет-банка или код подтверждения из SMS.

«Ваш сын сбил человека»

Если не «банковский сотрудник», то, например, «полицейский» может нарушить привычный ход жизни, огорошив известием о сыне, дочери, внуке, которые попали в неприятную историю, но «всё можно уладить». Старо, избито, но работает: сердце матери, бабушки дрогнет — точно как у 48-летней жительницы Красноярска.

Как писали НГС24, некий «сотрудник полиции» рассказал по телефону, что сын женщины (сразу бинго, поскольку иногда мошенники ошибаются с полом и терпят фиаско) сбил на пешеходном переходе человека. Дела, конечно, плохи, но не совсем. Ситуацию исправит миллион рублей. У женщины было только 518 тыс. рублей, которые мошенник и попросил перевести в ближайшем банкомате. Интересно, что позвонить сыну женщина решила уже после «спасательной» операции. Так и узнала, что ее обманули.

телефон мошенничество
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Кстати, по такой же схеме в Красноярске пытались обмануть 87-летнюю пенсионерку. Когда женщина пришла в ближайшее отделение банка, чтобы сделать перевод, на нее обратила внимание сотрудница банка — слишком расстроенной показалась ей бабушка. Стала расспрашивать пенсионерку, вместе с руководством отделения они связались с сыном (который, естественно, о ДТП ничего не знал), а затем вызвали полицию.

Тем временем на Ямале мошенники портят репутацию прокуратуре: звонят в организации, предупреждают о грядущей проверке и предлагают задобрить ревизоров — приобрести разного рода товары, оплатить сотовую связь проверяющим или перевести деньги на счет. Прокуратура призывает не идти на поводу у мошенников и напоминает, что все мероприятия ведомства бесплатные, а о проверке организацию уведомят официально.

Отдых, выигрыш и другие причуды

Как еще могут огорошить телефонные мошенники? Сообщить вам о страшном заболевании и пригласить на быстрое и точное обследование. Здесь следует помнить, что представители медучреждений никогда не говорят о подобных вещах по телефону, только лично.

«На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии. Запомните: две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, не позволяйте тревоге затмить здравый смысл. Велика вероятность, что ничего не произошло, и это мошенник «сгущает краски», — рекомендуют эксперты по кибербезопасности и Центр цифровой экспертизы Роскачества.

Хотя почему сразу плохие новости? «Вам положен приз», «вы выиграли один из 10 000 iPhone», «вы победили в лотерее», «вам положена компенсация по уголовному делу об обороте лекарственных средств» и всё в том же духе. Надо только перевести некую сумму на счет — так, пустячок, 10 тыс. рублей на оформление.

телефон мошенничество
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Иногда добрая весть может прийти от «соцработника»: есть бесплатная путевка в санаторий, но нужно доплатить за выбор санатория.

Историй много, фантазия преступников безгранична, так что будьте начеку. Даже сказанная вами фраза «имейте в виду, я записываю наш разговор» может заставить мошенника ретироваться.

Читайте также
Реклама