Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Наука
Россия приступила к проектированию собственной космической станции
Мир
Башар Джаафари стал новым сирийским послом в России
Спорт
Карякин стал победителем соревнований по блицу на турнире «Шахматные звезды»
Мир
В NASA заявили о желании продлить программу перекрестных полетов с РФ
Мир
Virgin Atlantic решила закрыть рейсы в Гонконг из-за невозможности летать над РФ
Мир
Глава TotalEnergies назвал введение потолка цен на нефть из РФ плохой идеей
Мир
Глава делегации РФ в Вене предостерег США от поставок дальнобойного оружия Киеву
Мир
Дипломат Гаврилов заявил о подстрекательстве Киева Западом к отказу от переговоров
Мир
В Лондоне выступили против участия России в расследовании по «Северным потокам»
Мир
ЕС планирует официально запустить 17 октября тренировочную миссию для ВСУ
Мир
Умерла итальянский модельер Франка Фенди
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Часть мошеннических колл-центров, которые используют подмену номеров для имитации звонка от банка, располагается на Украине. Об этом «Известиям» рассказал близкий к ЦБ источник. Информацию подтвердили на условиях анонимности сотрудники службы безопасности нескольких кредитных организаций. Они уверены, что злоумышленники перебираются на территорию соседнего государства, поскольку расходы на содержание команды операторов там ниже, а для российских правоохранительных органов они менее доступны. Впрочем, напоминают юристы, шансы вернуть отданные мошенникам деньги крайне малы вне зависимости от расположения колл-центра.

В распоряжении «Известий» оказалась запись разговора мошенника с московским предпринимателем, который не только не оправдал надежды злоумышленника, но и сумел вызвать его на откровенный разговор. Впоследствии мужчина передал запись беседы в СБ одного из банков. Аферист, который использовал номер реальной кредитной организации, действовал по стандартной схеме. Он заявил, что в личный кабинет клиента пытались зайти из города Владивосток, а чуть позже якобы была произведена попытка списания трех тысяч рублей на карту стороннего банка. При этом обзвонщик называл собеседника по имени и отчеству, ловко оперируя его персональными данными.

— Павел Николаевич, денежные средства до получателя не дошли, — сообщил он. — Они были переведены во временную ячейку хранения нашего банка на 15 минут, чтобы вас обезопасить. Сейчас нам необходимо произвести возврат денежных средств обратно к вам на карту, а также установить двухфакторную защиту для вашей безопасности и безопасности ваших средств. Скажите, как вам будет удобно идентифицировать вашу личность — по номеру договора или же по номеру карты?

Часть мошеннических колл-центров располагается на Украине

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Тарас Петренко

— А как вы идентифицируете мою личность по номеру моей карты? — поинтересовался клиент.

— Карта закреплена за вашими данными персональными. Если вы хотите, я могу их назвать, — не растерялся мошенник. — Когда я зафиксирую либо номер договора, либо же номер вашей карты, я отправлю вам SMS-уведомление с пятизначным кодом протекции, который вы используете исключительно в своих целях, чтобы зайти в ваш новый личный кабинет. А также я настоятельно рекомендую данный код не разглашать ни третьим лицам, ни сотрудникам банка.

Далее злоумышленник точно назвал адрес мужчины, паспортные данные и его домашний адрес. Однако к этому моменту жертва уже разоблачила обзвонщика, о чем ему и было заявлено.

Кушать хочется

Поняв, что время потрачено впустую, злоумышленник начал было сыпать оскорблениями, однако внезапно разоткровенничался.

— Знаешь, сколько я звоню людям (нецензурная речь) каждый день? Это (нецензурная речь), у меня голова (нецензурная речь) кипит. Говорить одно и то же — это (нецензурная речь).

— Зачем ты этим занимаешься?

— Кушать хочу, (нецензурная речь).

— Нельзя найти нормальную работу?

— Работа должна приносить удовольствие, а я сижу в офисе и разговариваю с людьми.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Тебе приносит удовольствие разводить людей на деньги?

— Да. Это искусство, понимаешь?

— Понимаю, но ты же не себе в карман кладешь деньги, правильно?

— Смотри, я получаю процент -— 10% с каждой суммы. В неделю у меня заработная плата составляет от 150 до 200 баксов.

— Это 800 долларов. Ну, не очень много... Ты где живешь, в каком регионе?

— Я просто не в России, понимаешь? Поэтому для меня это нормально.

Дешево и безопасно

Мошенник не назвал конкретную страну проживания, но на записи явно слышен характерный акцент.

— Действительно, часть звонков мошенников идет с территории Украины, — подтвердил «Известиям» источник, близкий к ЦБ. — Но большая часть «колл-центров» всё же действует на территории России.

Сотрудники СБ нескольких кредитных организаций на условиях анонимности также подтвердили, что часть звонков идет из Украины. Более того, они рассказали, что сейчас мошеннические колл-центры перемещаются на территорию этого государства, причем по самым банальной финансовой причине — там дешевле осуществлять свою деятельность.

Действительно, если основываться на тех цифрах, которые были озвучены в записи, то по российским меркам рядовой обзвонщик получает 40–50 тыс. рублей в месяц или 15–19 тыс. гривен при средней зарплате на Украине чуть более 10 тысяч.

Фото: РИА Новости

— Также если колл-центр находится на Украине, это может усложнить работу правоохранительным органам, — добавил один из собеседников «Известий».

Несмотря на то что за пределами России действует конвенция о правовой помощи по уголовным делам между странами в рамках Интерпола, шансы обезвредить преступников в этом случае значительно ниже, подчеркнул он.

В Центробанке не стали комментировать, поступает ли часть мошеннических звонков из Украины. Но ранее в интервью «Известиям» замначальника департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев говорил, что колл-центры, которые организуются в «некоторых республиках бывшего СССР», — отдельная проблема, которая сильно беспокоит регулятора.

— В них работают русскоговорящие обзвонщики, это дешевый канал связи и полная безнаказанность с юридической точки зрения. Крайне сложно закрыть такой колл-центр силами российских правоохранительных органов, — уточнил представитель Центробанка.

Они не вернутся

В МВД не успели подготовить оперативный комментарий на запрос «Известий» о масштабах, которое приобрело мошенничество с подменой телефонных номеров. Как считают юристы и сотрудники служб безопасности кредитных организаций, шансы вернуть свои деньги у жертв мошенников при использовании описанной схемы стремятся к нулю.

По словам советника международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрия Константинова, банк в этой ситуации ни при чем, поскольку клиент фактически сам дает распоряжение на перевод денежных средств со своего счета. Этим и опасны методы социальной инженерии, на которой основан такой способ мошенничества.

— На банк стоит надеяться только в том случае, если операцию еще можно технически отменить, — уточнил юрист.

При этом сотрудники СБ банков всё же советуют обращаться в правоохранительные органы.

— Но следует понимать, что статистически вероятность возврата похищенных средств крайне мала. Если мошенников все-таки поймают, а средства найдут, они не будут переданы потерпевшим как минимум до вынесения приговора. То есть в течение нескольких месяцев или даже лет, — добавил Дмитрий Константинов.

Потерпевшие, уточнил юрист, смогут подать к подсудимым гражданские иски, а потом ждать исполнения решения, в то время как ответчики будут находится в местах лишения свободы.

Читайте также
Реклама