Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Иран признал, что сбил украинский Boeing: что известно

0
Фото: TASS/Zuma/Iran-Saudi Conflict
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Командующий военно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Амир Али Хаджизаде заявил, что самолет «Международных авиалиний Украины» потерпел крушение в Иране из-за того, что система противовоздушной обороны (ПВО) страны приняла лайнер за крылатую ракету. По его словам, у оператора связи было пять секунд на решение и он сделал неправильный выбор.

Первые подозрения

О том, что крушение украинского самолета могло произойти из-за случайно выпущенной по нему ракеты, впервые сообщили американские СМИ 9 января. Вскоре об этом также заговорили канадский премьер Джастин Трюдо и его британский коллега Борис Джонсон. По их словам, иранская ракета «земля–воздух» могла случайно попасть в лайнер. Не исключалась версия, что удар наносился из зенитно-ракетного комплекса «Тор».

Иран эту версию категорически отвергал, отметив, что, согласно предварительному расследованию, у лайнера перегрелся двигатель, а пилоты пытались вернуться в аэропорт.

Позже в Сети распространилось видео, на котором предположительно ракета попадает в украинский самолет. После этого Boeing загорелся и рухнул на землю, а затем взорвался.

Признание вины

11 января глава МИД Ирана Джавад Зариф официально заявил, что Boeing 737 «Международных авиалиний Украины» был непреднамеренно сбит ракетой. Согласно его заявлению, военные Ирана нанесли ракетный удар по украинскому лайнеру из-за «человеческой ошибки». Зариф принес извинения и выразил глубокие соболезнования семьям жертв трагедии.

Позже на пресс-конференции командующий военно-космическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде подтвердил, что иранские военные приняли украинский Boeing 737 за крылатую ракету, так как ожидали ответа США на обстрел военных баз в Ираке. По словам главы КСИР, учитывая ситуацию, сложившуюся в последние перед катастрофой дни, система ПВО 8 января была в состоянии максимальной готовности и развернута в 9 утра.

«В таких случаях обычно связываются с пилотом, но у системы связи возникли проблемы из-за заклинивания. Оператор системы ПВО не смог выйти на связь для принятия решения. У него было пять секунд на то, чтобы решить, сбивать цель или нет», — цитирует слова генерала телеканал IRIB.

Хаджизадзе отметил, что оператор принял неверное решение, которое привело к смерти 178 человек.

«Когда я услышал о крушении украинского самолета, я захотел умереть, чтобы не быть свидетелем этой трагедии», — сказал он.

Запрет на полеты

По словам Хаджизадзе, военные Ирана требовали перекрыть воздушное пространство на время ударов по базе США в Ираке из-за высокой опасности, однако данное требование не было выполнено по ряду причин. О том, что это за причины, он уточнять не стал.

Директор авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) Евгений Дыхне на пресс-конференции 11 января сообщил, что при вылете лайнера из аэропорта Борисполь в Киеве о возможных угрозах данных не было.

«На момент вылета из аэропорта Тегерана тоже никакой информации не было, никаких решений со стороны ответственных администраций не было доведено нам», — цитирует его слова ТАСС.

Таким образом, у авиакомпании не было оснований для отмены рейса, отметил он. По словам Дыхне, пилот самолета вел диалог с диспетчерами воздушной гавани до последней секунды происшествия.

«До последней секунды было согласование маршрута, поворота — это всё есть в материалах расследования», — сказал он.

Глава авиакомпании также отметил, что на штатной работе авиакомпании данная катастрофа не отразится и все запланированные полеты будут совершены в полном объеме. По его словам, авиакомпания выплатит все полагающиеся страховые выплаты и компенсации семьям погибших пассажиров. Он также отметил, что МАУ поддерживает позицию украинского президента Владимира Зеленского относительно необходимости компенсации со стороны Ирана.

Что произошло

Пассажирский самолет «Международных авиалиний Украины» потерпел крушение в Иране 8 января в 5:44 мск через две минуты после вылета из аэропорта Тегерана. Лайнер, на борту которого находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, направлялся в Киев. Тела погибших были направлены в управление судебно-медицинской экспертизы для анализа ДНК.

По словам главы управления ЧС Ирана, большинство пассажиров направлявшегося в Киев самолета были гражданами Ирана. Также на борту находились граждане Украины, Канады, Великобритании, Германии, Швеции и Афганистана.

Президент Украины Владимир Зеленский выразил соболезнования семьям погибших и прервал свою поездку в Оман. Он заявил, что МИД страны готовит списки пассажиров, которые находились на борту лайнера, и пообещал, что в скором времени они будут опубликованы. Также он заявил, что Киев отправит в Тегеран спецборты для вывоза тел жертв авиакатастрофы.

Прямой эфир

Загрузка...