Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп подаст в суд на Би-би-си и потребует компенсацию до $5 млрд
Мир
Туск заявил о нежелании Польши участвовать в многонациональных силах на Украине
Мир
В Италии сообщили об ослаблении Европы антироссийскими санкциями
Мир
Орбан связал желание ЕС конфисковать активы РФ с попыткой избежать краха правительств
Мир
Трамп подписал указ о признании фентанила оружием массового поражения
Общество
В Госдуме рассказали о праве жильцов на перерасчет платы за услуги ЖКХ
Мир
Лукашенко заявил о «всегда открытых в Белоруссии дверях» для Мадуро
Общество
Депутаты ГД предложили новые меры по поддержке многодетных семей в РФ
Экономика
Илон Маск стал первым человеком в истории с состоянием $600 млрд
Общество
Экс-депутата Госдумы Напсо объявили в розыск
Общество
Путин отметил сплочение «талантливых и энергичных» студентов на форуме «Твой ход»
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до +1 градуса в Москве 16 декабря
Экономика
Самые низкие цены на такси выявлены в Ингушетии и Липецкой области
Мир
Филиппа Киркорова объявили в розыск на Украине
Наука и техника
Лауреат премии «Вызов» Валерий Фокин рассказал о значении клик-химии для медицины
Спорт
Фетисов объяснил слова о потере Россией авторитета в мировом хоккее
Мир
Пенсионер из Великобритании получил штраф за плевок на улице
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Наполеонов обоз» Дины Рубиной добрался до места назначения, Атлантида русского рока брезжит из глубины, а Марсель Дюшан раскрывает тайны реди-мейдов. Январские праздники — лучший способ наверстать упущенное и прочитать последние новинки. «Известия» рассказывают, что можно взять с собой в отпуск.

«Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский рожок» — Дина Рубина

Последняя часть трилогии вышла в самом конце года, но уже взлетела в топах книжных продаж. Теперь, наконец-то, можно оценить общую архитектуру этого действительно грандиозного замысла. «Наполеонов обоз» — удивительный роман не только в контексте литературной биографии Дины Рубиной (по объему и масштабу с новой работой сопоставима только «Русская канарейка»), но и, наверное, для всего нашего литературного процесса. А всё потому, что темы и сюжеты, казалось, бесповоротно присвоенные женской сентиментальной прозой, вдруг вернулись в большую литературу.

Роман рассказывает «всего лишь» о великой любви длиной в жизнь — точнее, двух жизней, слившихся в одну. Перед читателем пройдут множество микромиров и сообществ, куда нелегкая заносит героев — и израильская тюрьма, и цыганская вольница, и шаржированная литературная богема, в обитателях которой несложно разглядеть всем известных персонажей. Есть тут и про заявленные в названии сокровища французской армии. Но на острие — судьба Аристарха и Надежды, которых с первой же книги автор сравнивает с Орфеем и Эвридикой, как бы предупреждая — просто и счастливо не будет.

«100 магнитоальбомов советского рока»Александр Кушнир

Это переиздание старой книги почти 20-летней давности, которая успела стать культовой. Все знают про взлет русского рока конца 1980-х. Песни «Кино», «Аквариума» и множества других групп не исчезают из культурного оборота и сегодня. Однако, как ясно дает понять бестселлер Александра Кушнира, то лишь верхушка айсберга. Существует целая Атлантида полузабытых или вовсе канувших в небытие коллективов, которые внесли свой вклад в развитие нашей музыки и остались в памяти и сердцах людей своего поколения.

Конечно, летописец не обошел вниманием бесспорные имена — что Москвы, что Петербурга, что уральского рока и сибирского панка. Но не менее интересно читать и про диковинки вроде эмбиент-альбома «Легкое дело холод» ижевцев «Стук бамбука в 11 часов» или психоделической «Студии-13» магаданской группы «Восточный синдром». Книга, скажем сразу, небесспорная (например, здесь вовсе не упоминаются «Оловянные солдатики», записавшие первый в стране магнитоальбом), но фактически не имеющая ни конкурентов, ни аналогов в нашем музыкальном нон-фикшене.

«Марсель Дюшан. Беседы с Пьером Кабанном»

«Беседы с Пьером Кабанном» — не первое издание AdMarginem и музея «Гараж», посвященное Марселю Дюшану. Ранее в серии «Критические биографии» вышла монография Каролин Кро, теперь же решено дать слово самому изобретателю реди-мейда (готовый предмет из обычной жизни, помещенный в музейный контекст) и автору знаменитого «Фонтана».

Французский журналист и арт-критик Пьер Кабанн взял несколько интервью у Дюшана в 1966 году, за два года до смерти мэтра. В беседах Дюшан последовательно рассказывает о своей жизни и творчестве, вспоминает великих коллег и коллекционеров, раскрывает происхождение идей. В частности, признается, что первые реди-мейды появились почти как шутка, без всякой глубокой концептуальности.

Надо признать, вопросы Кабанна скучноваты и педантичны: он будто держит в руках список работ Дюшана и расспрашивает о каждой. Но и сам художник немногословен: кажется, он пересиливает себя, погружаясь в прошлое и описывая обстоятельства созданий тех или иных произведений. Тем не менее, для истории искусства это ценный документ: и руководство по творчеству одной из ключевых фигур арт-мира, и свидетельство очевидца бурной художественной жизни первой половины XX века.

«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»

Энциклопедия выходит у нас уже в третьем издании, и снова она дополнена новыми текстами: теперь вместо 122 глав — 130. Это рассказы о развитии синтетического кубизма, раннем экспериментальном кино, бразильском неоконкретизме, постмодернистской архитектуре, московском концептуализме, зарождении квир-искусства, южноафриканской фотографии и нынешнем развитии музеев. Сделано и новое введение.

Разумеется, даже с дополнениями книга всё равно не может претендовать на создание исчерпывающей и единственно верной картины истории искусства. Но, пожалуй, максимально приближается к этой цели. Повествование разделено по годам — 1900-й, 1901-й и так далее подряд вплоть до 2010-го, а потом, в качестве эпилога, 2015-й. Причем на некоторые годы отведено по две-три главы.

Авторы (Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит) не просто описывают ключевые события — открытия выставок, появление новых художественных течений и стилей, — но и предлагают анализ, встраивают факты в широкий контекст. Широкой публике текст может показаться перегруженным и чересчур искусствоведческим, а поток имен и терминов — утомительным, но если читать книгу последовательно и понемножку плюс не лениться вдумчиво смотреть упоминаемые произведения (иллюстративный материал, кстати, в самом издании довольно обширный), этот новый мир не может не увлечь.

«Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964–1991»Евгений Розенблюм, Андрей Боков, Игорь Прокопенко, Эдуард Кубенский

Оттепель у большинства ассоциируется с кино и литературой, однако мощный взрыв произошел едва ли во всех областях — в том числе в дизайне. Именно в 1960-е заработала знаменитая «Сенежская студия» — как кратко называли постоянный семинар Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования Союза художников СССР. Это уникальная лаборатория, где учебный процесс был прямо связан с практической деятельностью. Сюда съезжались художники со всей страны, чтобы раскрепоститься и приобщиться к новой, нетипичной форме творчества.

Прекрасно изданный том рассказывает о почти тридцатилетней истории студии и о ее создателе Евгении Розенблюме. В книгу вошли его избранные статьи, проекты, созданные на семинарах, воспоминания и аналитические статьи учеников и коллег, а также множество уникальных фотографий и прочие материалы. Ориентировано издание прежде всего на специалистов, но небесполезно и для широкого читателя, ведь ее сквозной сюжет обывательски понятен всем — проникновение эстетики в наш быт и очеловечивание бездушных вещей, повсеместно окружающих нас.

Читайте также
Прямой эфир