Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года

Образовательный прогресс: россияне стали учиться на полгода дольше

Длиннее всех путь в профессию — у сотрудников финансовой сферы и госслужащих
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Средняя продолжительность получения образования в России с 2005 года выросла на полгода. Сегодня жители страны готовятся к профессиональной деятельности примерно 12 лет и 8 месяцев, включая учебу в школе. При этом почти треть (34,2%) трудоспособных граждан имеют высшее образование. Такой вывод следует из исследования РАНХиГС «Среднее число лет обучения занятого населения». Дольше всех гранит науки грызут сотрудники финансовой и страховой сферы — 14 лет и 6 месяцев. Работники сельского хозяйства корпят над учебниками меньше остальных — 11 лет и 2 месяца. Эксперты разошлись во мнениях: одни считают, что эта тенденция положительная, другие уверены, что работодателям сегодня не важно, сколько обучался подчиненный.

Привет из 1990-х

Согласно исследованию РАНХиГ, с 2005 года средняя продолжительность образования среди трудоспособного населения выросла на шесть месяцев — с 12 лет и 2 месяцев до 12 лет и 8 месяцев. Дольше всех пришлось учиться тем, кто сегодня работает в финансовой и страховой сферах: 14 лет и 5 месяцев. Следом за ними идут сотрудники области информации и связи с показателем в 14 лет и 2 месяца. На третьем месте оказались госуправленцы и работники сферы безопасности — 13 лет и 10 месяцев. Самый короткий срок обучения у трудящихся в сфере сельского хозяйства — 11 лет и 2 месяца, представителей гостиничного бизнеса и общественного питания — 11 лет и 10 месяцев, а также логистики — 12 лет и 1 месяц.

— После обесценивания человеческого капитала в 1990-е годы в России начался бум высшего образования. Это привело к существенному увеличению людей с дипломами на рынке труда. Сейчас они составляют примерно треть всего трудоспособного населения, — пояснила «Известиям» автор исследования, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

При этом в регионах сфера образования и его продолжительность изменялись неравномерно, отметила она. Например, работающие москвичи в среднем отучились почти 13 лет и 7 месяцев, а жители Санкт-Петербурга — 13 лет и 3 месяца. В аутсайдерах оказались кадры из Еврейской автономной области, которые посвятили образованию 11 лет и 11 месяцев. Недалеко от них ушли и трудящиеся из Ингушетии, обучавшиеся 12 лет и 3 месяца.

— Москва и Московская область притягивают работников с высокой квалификацией, так сложилось традиционно. Но хорошие показатели есть и в Ямало-Ненецком автономном округе (13 лет и 3 месяца), Ханты-Мансийском автономном округе (12 лет 11 месяцев) и Татарстане (12 лет и 9 месяцев), — подчеркнула Татьяна Клячко.

Доучить на месте

Рост продолжительности образования связан с переходом от специалитета к бакалавриату и магистратуре, но не только, отметила в разговоре с «Известиями» заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

— Показатель повысился в том числе и за счет дошкольного образования. Кроме того, профессии, связанные с технологиями и цифровизацией, сегодня имеют достаточно высокий профстандарт. Поэтому идет серьезная переподготовка кадров — люди повышают квалификацию, причем эти курсы могут быть довольно длительными. Подобное есть и у медиков, но их курсы краткосрочные, — объяснила она.

Тенденция длительного обучения связана и с популярностью таких сфер, как экономика и бизнес: выпускники этих направлений, как правило, после первого высшего образования стремятся получить второе, управленческое.

Продолжительное образование — один из ключевых маркеров развитого государства уверена Ирина Абанкина. Однако так считают не все специалисты.

— Увеличение продолжительности образования при его непрерывности (без перерыва на получение практического опыта работы, например, между бакалавриатом и магистратурой или между средним профессиональным образованием и бакалавриатом) избыточно, оно не ориентируется на рынок труда, — сказала «Известиям» ректор РГСУ Наталья Починок.

Работодатели все меньше уделяют внимание наличию или отсутствию диплома, добавила она, а принимают решения по профессиональным навыкам или предыдущему опыту работы. При этом компании готовы обучать и доучивать специалистов на местах.

Школьники сейчас всё активнее смотрят в сторону рабочих профессий и среднего профессионального образования, сказали «Известиям» в Министерстве просвещения. В этой области сейчас есть запрос на более короткие и профильные программы подготовки. В то же время профобучение представляет широкие возможности для последующего непрерывного повышения своего мастерства и квалификации, а также дополнительного образования.

Читайте также
Прямой эфир