Друзья муз: кого, кроме Гогена, можно обвинить в педофилии
Выставка Поля Гогена, на которой художника осуждают за секс с несовершеннолетними и «эксплуатацию положения привилегированного человека с Запада», открылась в Лондоне. В помощь кураторам «Известия» напоминают о других художниках, которые достойны остракизма за несоответствие моральным стандартам современного общества.
Привилегированный житель Запада
В Лондонской национальной галерее до 26 января можно посмотреть выставку портретов Поля Гогена (1848–1903). На картинах изображены друзья художника, он сам, дети, которых он усыновлял, и девочки, на которых женился и с которыми жил на Таити. В сопровождающем тексте говорится, что Гоген «неоднократно вступал в сексуальные отношения с молодыми девушками, женился на двух из них», а также, «несомненно, использовал свое положение привилегированного жителя Запада, чтобы максимально использовать сексуальную свободу».
«Я не думаю, что теперь достаточно сказать: «О, ну так они поступали в то время», — говорит Кристофер Риопелле, сокуратор выставки. Он считает Гогена очень сложным и очень черствым человеком и сожалеет, что стремление творить «привело его к тому, чтобы причинять боль или использовать так много людей».
Риопелле у другие осуждающие поступки художника искусствоведы, однако, не предлагают убирать из музеев его картины. Но считают необходимым дать зрителям полное представление о его творчестве и жизни. Так, по словам Линии Клаузен, датского куратора, которая устраивала несколько выставок Гогена, с каждой выставкой образ художника постепенно обнажался, и, возможно, сейчас «пора снять больше слоев, чем раньше».
Есть, конечно, и более радикальные мнения. Основательница портала об изображении девочек в искусстве американка Эшли Ремер полагает, что действия Гогена, женившегося на 13- и 14-летних девочках, затмевают его творчество.
Порнограф из Вены
Помимо Поля Гогена, у Эшли Ремер, создавшей портал об изображении девочек в искусстве, есть претензии к австрийскому художнику Эгону Шиле (1890–1918). За то, что тот рисовал обнаженных девочек-подростков.
Экспрессионист Шиле прославился рано. Картины 19-летнего художника были выставлены в Художественной галерее Вены рядом с работами Густава Климта, Ван Гога и Эдварда Мунка. Быстро устав от богемной жизни, Шиле вместе со своей 17-летней музой Валли Нойциль уехал из Вены в маленький городок. И там был арестован по обвинению в растлении одной из несовершеннолетних, посещавших его мастерскую.
Обвинения не подтвердились, но во время обыска у Шиле были найдены сотни откровенных рисунков. Суд признал их порнографическими и приговорил художника к трем неделям тюрьмы.
Валли Нойциль (чей портрет стал самой известной картиной Шиле) одна из немногих навещала художника в тюрьме. Через несколько лет Шиле женился на другой девушке, а музе предложил раз в год проводить вместе двухнедельный отпуск. Она отказалась, отправилась на войну медсестрой и вскоре погибла.
Все эти истории не повлияли на карьеру Шиле. До самой смерти (в 28 лет) он активно выставлялся в европейских музеях, а после смерти своего учителя Густава Климта стал претендовать на роль главного художника страны.
«Я не говорю, что его картины надо убрать, я говорю: «Давайте расскажем историю полностью о том, каким он был человеком», — настаивает куратор Эшли Ремер.
30-летний сосед
Писатель Владимир Набоков как-то назвал девочек с картин французского художника Бальтюса (1908–2001) лолитоподобными. За долгую жизнь Бальтазар Клоссовски успел поработать, наверное, во всех жанрах живописи. Но наиболее известна ранняя серия его картин, близких к мистическому реализму. На них любимая модель и соседка художника Тереза Бланшар. Бальтюсу на момент их создания было около 30, Терезе — 13 лет.
В 2017 году одну из картин серии, «Мечтающая Тереза» (1938), выставили в нью-йоркском Метрополитен-музее. Тогда появилась петиция с требованием убрать ее либо дополнить информацией о провокационной природе творчества французского художника.
«Художник… был явно увлечен девочками-подростками, и вполне очевидно, что картина романтизирует сексуализацию ребенка», — заявила журналистам жительница Нью-Йорка Миа Меррилл, опубликовавшая петицию. Ее подписали больше 8 тыс. человек.
Меррилл предлагала хотя бы вернуться к практике, взятой во время выставки 2013 года. Экспозиция «Бальтюс: кошки и девочки, картины и провокации» тогда побывала и в Москве. Картину «Мечтающая Тереза», на которой можно разглядеть трусики модели, тогда сопроводили припиской: «Некоторые картины могут быть неприятны зрителям».
Руководство Метрополитен-музея на это не пошло. Даже несмотря на то, что прецедент с творчеством Бальтюса уже был создан. В феврале 2014 года Музей Фолькванг в немецком Эссене отменил его выставку из-за фотографий обнаженной несовершеннолетней модели. А директор музея Тобиа Беццола сказал, что «с точки зрения закона всё было бы в порядке, если бы это были рисунки или картины».
То, что внимание общественников привлекла именно «Мечтающая Тереза», — дело случая. У художника есть много картин, которые достойны скандала. Хотя бы «Урок гитары» (1934), который в свое время его прославил. Да и — при определенной оптике — «Дети» (1937), которые находятся в постоянной коллекции Лувра по завещанию Пикассо.
Личность Терезы Бланшар интересовала многих искусствоведов, но найти удалось немного. Как выяснила исследователь Сабин Ревалд, Тереза родилась в Париже в 1925 году и умерла там же в 1950-м. Из всех девочек, которых Бальтюс рисовал на протяжении жизни, только её имя он использовал в названии картин.
Пожилой покровитель
Пока ни разу не поступало предложений снабдить какими бы то ни было описаниями скульптуры француза Аристида Майоля (1861–1944). Его бронзовых обнаженных женщин можно увидеть в разных европейских городах. И многие из этих женщин созданы по образу и подобию Дины Верни.
Эмигрантке из Одессы Верни было 15 лет, когда друг отца познакомил ее с 73-летним скульптором и художником. Этот друг, архитектор Жан-Клод Дондель, как-то сказал Майолю, что знает девушку, поразительно похожую на тех, которых он писал и лепил. Отец Дины, работавший тапером в кино, был не против. Решил, что если дочь станет позировать признанному во Франции скульптору, то сумеет завязать нужные связи.
И оказался прав. Верни стала сначала натурщицей Майоля, а затем и его музой. Он представлял ее в ню в бронзе и мраморе. Верни позировала и другим великим парижанам: Матиссу, Боннару, Дюфи. Была знакома с Бретоном и Дюшаном.
Во время Второй мировой войны она участвовала в движении Сопротивления, помогала переправлять беженцев через Пиренеи и два раза оказывалась в тюрьме. Оба раза была освобождена по обращению Майоля.
После его смерти в 1944 году Верни получила по завещанию его состояние, все коллекции и стала владелицей преуспевающей парижской галереи. Прожила долгую жизнь, за которую успела записать альбом блатных и лагерных песен на русском языке.
Не стоит переоценивать скандал
Несмотря на поднявшуюся из-за истории с Гогеном шумиху в СМИ, не стоит переоценивать масштаб недовольства. Перед отправкой в Лондон выставка о нем сначала была показана в Оттаве. И из 2313 отзывов, которые получил музей, в 50 посетители выражали недовольство личностью Гогена и тем, как представлено его творчество. Выставка должна была «более открыто говорить об этих проблемах, так, чтобы достучаться до современной аудитории», сказала в интервью директор оттавского музея Саша Суда.
Перед открытием экспозиции она распорядилась внести уточнения в сопровождающие картины тексты. После этого в них было указано, что слова «дикарь» и «варвар», «которые считаются оскорбительными сегодня, были более общепринятыми во времена Гогена». А вместо описания его отношений с «молодой таитянской женщиной» в текстах было сказано об «отношениях с 13- или 14-летней таитянской девочкой».