«Волку заехали в голову. Такое прощать нельзя»
Победитель регулярного чемпионата НХЛ «Тампа-Бэй Лайтнинг» недавно гостил в Стокгольме, где сыграл два матча лиги в рамках «Глобальной серии». В столице Швеции подопечные Джона Купера дважды одержали победу над «Баффало Сэйбрз» — 3:2 и 5:3. Как обычно, серьезную роль в этих успехах сыграла солидная группа российских легионеров «молний» — нападающий Никита Кучеров, вратарь Андрей Василевский, защитник Михаил Сергачев и вызванный незадолго до визита в Европу из фарм-клуба форвард Александр Волков, после возвращения в США отправленный назад в АХЛ.
От «Тампы» уже давно ждут борьбы за Кубок Стэнли, но при Кучерове и Купере она лишь раз, в 2015 году, выходила в финал плей-офф. В предыдущем сезоне казалось, что время «молний» пришло. Команда из Флориды с огромным отрывом выиграла регулярный чемпионат, набрав 128 очков и повторив рекорд легендарного «Детройт Ред Уингз» сезона-1995/96 по количеству побед (62). В нынешнем НХЛ такого тотального превосходства не было ни у кого.
Тем удивительней был вылет из Кубка Стэнли уже в первом раунде от «Коламбус Блю Джекетс». Особенно шокировало то, что «Тампа» не выиграла ни одного матча, отдав серию в четыре встречи (0:4). Во время вынесенных игр в Швеции «Известия» пообщались с Михаилом Сергачевым. 21-летний защитник рассказал, как изменилась его команда, поделился впечатлениями о вояже в Стокгольм и оценил свой майский дебют в сборной России на чемпионате мира в Братиславе, где «Красная машина» завоевала бронзу.
— Как вам игралось в Стокгольме?
— Хорошая арена. И лед даже лучше, чем на некоторых энхаэловских стадионах. Болеют на трибуне тоже классно и громко. И сама арена с красными сиденьями, как в Монреале (Сергачев начинал карьеру в НХЛ в составе «Монреаль Канадиенс». — «Известия»).
— Со стороны показалось, что в шведских матчах «Тампа» обыграла «Баффало» достаточно уверенно.
— Все ребята бросались под шайбы, закрывали ворота и мешали игрокам «Баффало». Поэтому мы сделали свою работу достаточно надежно. Стараемся играть попроще, когда ведем в одну-две шайбы, не придумывать ничего лишнего. Забрасывать шайбу за спины соперников. Так же как они играют против нас.
— В первом матче с «Баффало» вы поучаствовали в драке. Что произошло?
— Просто один человек (Расмус Ристолайнен, защитник «Баффало». — «Известия») заехал локтем в голову Волку (нападающий «Тампы» Александр Волков. — «Известия»). Считаю, что такое прощать нельзя. Поэтому сразу на него напрыгнули. У нас команда как единое целое. Один за всех и все за одного, поэтому такое поведение соперника нами не прощается.
— Как команда приняла Волкова после его перевода из фарм-клуба?
— Отлично приняли Саню. Он хороший игрок — все это понимают и стараются ему помочь советом на льду или вне его. Все в «Тампе» пытаются создать для него такие условия, чтобы ему было проще адаптироваться к НХЛ.
— Можно сказать, что «Тампа» стала более прагматичной и уже думает о том, как избежать конфуза прошлого плей-офф?
— Не скажу, что команда в этом плане сильно поменялась. Мы и в прошлом году играли такие матчи, когда очень мало теряли шайбу. Но я бы не сказал, что это новая «Тампа». Скорее обновленная.
— На ваш взгляд, можно предвидеть такие ситуации, как в прошлом сезоне, когда вы на две головы сильнее всех в регулярном чемпионате, а потом с треском вылетаете на старте плей-офф? Есть способы притормозить себя в ходе сезона, запланировать спады, чтобы начать подъем в нужное время?
— Я не знаю. Без понятия, как это работает. В прошлом сезоне мы выигрывали. У нас шла игра, и не могли сами себя затормозить и сказать: «Нет, давайте сегодня побеждать не будем, а завтра победим». То есть не было такого, чтобы нас начали тренировать до смерти. Поэтому не могу сказать, можно ли пойти на спад в «регулярке», чтобы по-другому начать плей-офф. И нужно ли нам это было вообще? Просто в плей-офф сыграли не в свою игру, отсюда и такой результат. Дело совершенно не в том, как мы выступили в регулярном чемпионате.
— Изменений в стиле игры нет?
— Никаких. Изменения у нас только в менталитете игры. В том, как мы выполняем задания тренера и как реагируем на конкретные игровые ситуации. Когда нет пространства для творчества, мы ничего не выдумываем. Если есть время и место, что-то такое делаем. Дай бог, чтобы мы поймали этот баланс. И дай бог, чтобы дальше он сохранялся, чтобы ребята не делали того, чего не нужно.
— То есть стратегию на сезон не меняли?
— Мы как играли, так и играем. Стараемся выполнять тренерские задания, сплотить команду, быть как можно ближе друг к другу и играть в хоккей. Поэтому нельзя сказать, что мы начнем выдумывать какие-то спады или подъемы.
— В отличие от вас у «Сент-Луис Блюз» в прошлом сезоне был ровно противоположный результат — команда провалила старт, была на последнем месте в середине «регулярки», а потом пробилась в плей-офф и выиграла Кубок Стэнли. Летом к вам оттуда перешел Патрик Марун. Он объяснял, как это произошло?
— Он просто сказал, что они сплотились как команда, поняли, как надо играть. И пошли вверх в регулярном чемпионате, а потом уверенно действовали в плей-офф.
— Ваша команда еще больше сплотилась за неделю в Стокгольме?
— Этот выезд, конечно, помог. Редко удается так много времени провести вместе. Все время находились друг с другом — жили в одном отеле, вместе ходили тренироваться, вместе отправлялись в ресторан поесть.
— Обычные выездные серии в НХЛ отличаются от таких рейдов в Европу?
— У нас сейчас было больше времени потренироваться. Обычно мы прилетаем в город к пяти часам, а на следующий день уже игра. И нет времени что-то вместе сделать — разве что на ужин сходить. А в Стокгольме каждый день ходили и на обеды, и на ужины, и на всякие разные развлекаловки. И это было гораздо интересней. Одна тренировка, а в остальном свободный день. Не помню, чтобы мы в «Тампе» вместе столько времени находились.
— А во время тренировочных лагерей?
— У всех семьи и разные другие дела. Во время тренировочных лагерей мы же в основном находимся у себя в городе. И можем пойти домой. Кому-то, например, надо собаку выгуливать, кому-то еще что-то. Поэтому все заняты своими вопросами, только молодежь живет в отелях. Тяжело вместе собираться. А на выезде в Европу выдается отличная возможность это сделать. Команда всегда должна быть сплоченной. Чтобы играла на льду как один кулак, а не как пять пальцев в разные стороны.
— Удивило то, как сейчас зажигает в КХЛ клуб из вашего родного Нижнекамска «Нефтехимик» с девятью победами подряд?
— Да нет, не удивило. Мне кажется, клуб провел отличную работу по привлечению хороших хоккеистов и предоставлению шансов своим молодым игрокам, которые воспитывались в Нижнекамске. На мой взгляд, в нашем городе много талантливых ребят, которых нужно раскрыть. Этим «Нефтехимик» и занимается. Я очень рад за команду и ее молодежь, многих знаю лично. Так что желаю им успехов.
— Часть легионеров «Нефтехимик» подписал только по ходу сезона, а сама команда начала показывать положительный результат лишь с середины октября. Многие шутят, что первые полтора месяца регулярного чемпионата КХЛ у них был как training camp в НХЛ, когда наигрывается состав…
— Так у них, по-моему, всегда там training camp. В России много тренировок, игр меньше. Поэтому в «Динамо» вообще до сих пор с баллонами катаются. В КХЛ есть перерывы на Евротуры, есть время потренироваться, почему бы этим не воспользоваться. Нельзя всё время отдыхать. У нас в НХЛ такого нет, поэтому я бы вообще не сравнивал игру и тренировки в России с Северной Америкой.
— Весной вы впервые сыграли за национальную сборную России и ездили с ней на ЧМ в Братиславе. Какие впечатления?
— Всё было классно. На высшем уровне. Тренеры мне доверяли, ребята помогали. Мне очень понравилось быть в команде. И играть было здорово. Приятно находиться в таком коллективе, где столько легенд и просто игроков, которые в полном порядке.
— Сильно ощущалась разница между маленькими североамериканскими площадками в НХЛ и большими европейскими «коробками» на чемпионатах мира?
— Разницы нет. На меня это не влияет.
— Иван Проворов в сентябре добился от «Филадельфии» крупного для защитника контракта — средний оклад $6,75 млн за сезон до 2025 года. Следующим летом истекает ваше соглашение с «Тампой». Вы намерены получить аналогичное повышение?
— Я ничего не ожидаю. Играю в хоккей. А Ваня — молодец. Заслужил такой контракт своей отличной игрой на команду. Я хочу сделать то же самое — хорошо играть за «Тампу» и заслужить такое соглашение.