Зеркальная реакция: бизнес получил канал для жалоб на ревизоров
С 15 октября российским предпринимателям стал доступен сервис «Зеркальный реестр». Через новый канал связи на портале «Бизнес-навигатор МСП» (smbn.ru), созданном на площадке Корпорации МСП, они могут сообщить в Генпрокуратуру и другие контрольно-надзорные органы о нарушениях, которые, с их точки зрения, были допущены ревизорами во время проверки. Опрошенные «Известиями» предприниматели и эксперты считают, что сервис позволит защищаться от неправомерных действий со стороны контролирующих органов, проверки станут более прозрачными, а ревизоры дисциплинированнее, что в итоге снизит нагрузку на бизнес.
Окно защиты
Сервис создан по поручению Владимира Путина Генеральной прокуратурой, Минэкономразвития и Корпорацией МСП с участием общественно-деловых объединений и контрольно-надзорных органов, чтобы отслеживать действия госорганов во время проверок.
Получение обратной связи о проведенных проверках в онлайн-режиме от субъектов малого и среднего бизнеса — главный функционал «зеркального реестра» проверок, считает глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
— Через портал предприниматель сможет отметить нарушения при проверке и отправить такое обращение в Генпрокуратуру буквально в один клик. Теперь каждый инспектор должен знать, что если он идет на нарушения — например, не вносит необходимую информацию о проверке в реестр, — то его с высокой вероятностью постигнет кара через этот механизм, — отметил министр.
Сведения от предпринимателей будут сопоставляться с данными из единого реестра проверок Генпрокуратуры, куда вносится информация от контролеров. По заявлениям от бизнес-сообщества по основным нарушениям, которые допускают контрольно-надзорные органы, будет собрана аналитика и создана пошаговая инструкция, как избежать и не допускать этих нарушений в дальнейшем.
На обращение предпринимателя в Генпрокуратуре или в другом контролирующем ведомстве подготовят ответ и пришлют его на адрес, указанный заявителем. На портале «Бизнес-навигатор МСП» предпринимателю будет доступна сводно-аналитическая информация по результатам полученной от бизнеса обратной связи, чтобы затем он мог подготовить свои предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности госорганов.
Прежде чем воспользоваться «зеркальным реестром» проверок, необходимо зарегистрироваться на портале «Бизнес-навигатор МСП» (smbn.ru), найти завершенные проверки в отношении организации, нажав на кнопку «Найти проверки, чтобы оставить обратную связь». Чтобы оставить отзыв, предпринимателю также необходимо иметь учетную запись ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации портала госуслуг)
После формирования списка проверок выбрать интересующую, на которую нужно оставить отзыв, и заполнить опросную форму для отражения мнения о проверке. После завершения опроса отзыв направится на обработку в информационно-аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) Минэкономразвития.
Обратную связь — официальное обращение или жалобу — можно также отправить в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации или центрального аппарата контрольно-надзорного органа, осуществлявшего проверку.
Преграда ревизорам
«Зеркальный реестр» — уникальный сервис, благодаря которому можно смотреть расписание плановых проверок и подготовиться к ним, а также оставить отзыв на действия проверяющих, считает владелец и генеральный директор ООО «ИВК АИР Групп» (Москва) Алексей Кучмин. По его мнению, возможность высказать мнение о том, как прошла проверка, — очень правильная мера, но обратная связь должна быть эффективной.
— Важно, чтобы на отзыв о неправомерных действиях со стороны ревизоров реакция госорганов была реальной, по существу. Тогда такой сервис для бизнеса будет интересным, — отметил Алексей Кучмин.
Проверяющие должны знать о том, что предприниматели могут оставить отзыв на проверку, и это их будет дисциплинировать, уверен собеседник «Известий».
— Мы испытываем определенный стресс перед плановой проверкой, а незапланированная — это еще больший стресс, который выбивает из колеи и отвлекает от основной работы, — поделился Кучмин.
По его мнению, проверки должны сопровождаться предварительным уведомлением с указанием даты и повода.
— Было бы правильным, если бы проверяющие давали какой-то регламент будущих действий, где четко написано: что они собираются проверить, когда и зачем. Сейчас чаще всего проверка — это сюрприз для предпринимателей, — отметил бизнесмен.
С превышением полномочий контрольно-надзорных органов чаще всего сталкиваются в регионах, полагает генеральный директор ООО «Батутный центр – Рязань» Вячеслав Зенин.
— В регионах частые проверки малых, средних предпринимателей проводятся с нарушениями, нередко назначаются большие штрафы. Поэтому, на мой взгляд, создание сервиса «Зеркальный реестр» — большой шаг к решению этой проблемы, — рассуждает предприниматель.
Он обратил внимание, что сервис обратной связи позволяет отслеживать ход проверки и допущенные в ходе них нарушения, а если во время визита ревизоров предпринимателя что-то не устроило, можно оперативно написать заявление в Генпрокуратуру.
— Не нужно для этого куда-то ездить, а отправить жалобу на портале. Для бизнеса это очень удобный сервис, — подчеркнул Вячеслав Зенин. Он рассказал, что с недобросовестными действиями представителей госоргана столкнулся лично.
— В наш батутный центр пришли сотрудники Роспотребнадзора. Обнаружив нарушения, выписали общий штраф на 100 тыс. рублей. Сумма нам показалась очень высокой, ведь некоторые нарушения устранили сразу в течение одного дня. Обратились к бизнес-омбудсмену, и часть денег нам удалось вернуть, — сообщил собеседник «Известий».
По его словам, неправомерные действия смогут зафиксировать юрист, а также видеорегистраторы, которыми можно оснастить ревизоров, как сотрудников полиции и ГИБДД.
— Чтобы избежать подобных случаев превышения полномочий, решили у себя в компании, что все проверки будем проводить вместе с юристом. Хорошая идея также повесить на проверяющих видеорегистраторы: при спорных моментах можно открыть видеозапись и посмотреть, что на самом деле происходило, — отметил Вячеслав Зенин.
Сервис «Зеркальный реестр» полезен в качестве обратной связи, если предприниматели, с их точки зрения, подверглись давлению или не совсем корректным способам проверок, считает генеральный директор ООО «Агроника» (Краснодарский край) Олег Михин.
— Если предприниматель считает, что с него слишком много спросили, на мой взгляд, он может и должен высказать свою точку зрения, поэтому такая защита в виде сервиса на портале МСП полезна для бизнеса, а проверяющие органы будут более корректно подходить к вопросу каких-то требований, — убежден Олег Михин.
Бизнесмен рассказал «Известиям», что уже протестировал систему несколько раз.
— Несколько раз оставлял отзыв. Сервис удобный, но сейчас не все госорганы отражены в списках, куда можно направить запрос. Например, там не оказалось Министерства природных ресурсов, которое нас проверяло. Поэтому у меня единственное пожелание к этому порталу — расширить список ведомств, — предложил Олег Михин.
Он также полагает, что портал «Бизнес-навигатор МСП »нужно использовать не только для жалоб, но и для получения информации, касающейся частного бизнеса.
— На портале должна быть правовая информация, чтобы предприниматель смог найти ответ на любой вопрос, тогда люди будут пользоваться им активно и не только на случай проверок, а в любой другой ситуации, — подчеркнул глава «Агроники».
Снизить прессинг
Поддерживает идею создания сервиса обратной связи президент Ассоциации развития малого и среднего бизнеса Александр Иоффе. По его данным, количество нерегламентированных проверок с каждым днем всё увеличиваются.
— У контролирующих органов есть ограничения по проверкам, они стараются выполнять закон, но много проверок проходят вне закона — например, по жалобам, — отметил он.
Эксперт убежден, что прессинг на бизнес со стороны проверяющих органов нужно снижать и дублирующие функции разных контор необходимо искоренять законодательно. При этом он затруднился дать однозначную оценку работе «Зеркального реестра».
— Не понимаю пока, как это всё будет работать: захотят ли предприниматели им воспользоваться, не побояться ли жаловаться на контрольно-надзорные органы. Но то, что у них появилась возможность оставить комментарий и жалобу на портале, — это правильно, — подчеркнул Александр Иоффе.
Президент московской ассоциации предпринимателей Андрей Поденок опасается того, что многие предприниматели не захотят оставлять свои данные на сервисе «Зеркальный реестр» из-за страха внеплановых проверок.
— Система так устроена иерархически, что обращение на неправомерные действия в контролирующие органы может привести к тому, что из этой же организации поступит жалоба и последует внеплановая проверка, — пояснил Поденок.
Он рассказал, что в Московской ассоциации предпринимателей (МАП) работает общественная приемная, куда обращаются предприниматели, оставляют координаты, контакты, а дальше заявление отправляется на более высокий уровень от имени МАП и так предприниматель получает защиту.
При этом собеседник «Известий» убежден, что сервис обратной связи «Зеркальный бизнес» должен работать, так как это — реальная помощь предпринимателям, которой в нашей стране много не бывает.