Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский сообщил о проведении двусторонних переговоров Украины и США
Мир
Президент Азербайджана прибыл с визитом в ОАЭ
Мир
Трамп заявил о якобы согласии Индии прекратить закупки российской нефти
Мир
Лавров заявил об отсутствии оправданий ударам США по Венесуэле
Мир
В файлах Эпштейна нашли письмо о его жизни в Ватикане с папой Римским
Мир
В МИД РФ указали на желание Киева уйти от обсуждения плана на основе Анкориджа
Общество
Правительство РФ утвердило сроки оказания медпомощи при подозрении на рак
Армия
Силы ПВО сбили 12 беспилотников над Белгородской и Курской областями
Мир
Лавров указал на отсутствие связи между РФ и напряженностью вокруг Гренландии
Мир
В Польше сообщили о разработке плана ударить по России с большой дистанции
Мир
Трамп сообщил о торговой сделке между США и Индией
Спорт
Итальянская биатлонистка Паслер сдала положительную пробу на допинг перед ОИ
Экономика
Центробанк установил официальный курс доллара на 3 февраля выше 77 рублей
Спорт
ФК «Крылья Советов» полностью выплатил долг компании «РТ-Капитал»
Общество
Комик Останин попросил суд его оправдать
Общество
Лихачев назвал РФ первопроходцем в создании ядерной энергетики нового поколения
Общество
Правительство одобрило законопроект о контроле Минспорта над кадрами в регионах

Увидеть Москву и выжить: француз едет в Советский Союз

В новом фильме режиссера «Белорусского вокзала» эмигрант ищет репрессированного отца
0
Фото: WDSSPR
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Джаз из подворотни, горнило ГУЛАГа и советское шампанское в сугробе вместо холодильника. В российский прокат выходит «Француз» — новый фильм Андрея Смирнова, режиссера легендарного «Белорусского вокзала». Это черно-белая одиссея парижанина с русскими корнями в послесталинском СССР. По сюжету, 25-летний Пьер (его играет Антон Риваль) в 1957 году приезжает в Москву писать диссертацию про Большой театр. Но это официально, а на деле — искать следы своего отца, дворянина и интеллектуала, сгинувшего в годы Большого террора.

Ближе всего к «Французу» из недавнего кино располагается «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Фильм Смирнова, конечно, про 1950-е и Москву, но принцип почти тот же. Сюжет — во многом предлог для серии самоценных эпизодов, из которых понемногу собирается образ целой страны, выбирающейся из сталинской мерзлоты, — а ради этого, в общем, всё и затевалось. Мимо Пьера проходит целая галерея любопытных типажей — и вальяжный член Союза писателей (Роман Мадянов), который явно из «простых», но с дворянскими привычками; и преподаватель марксизма-ленинизма (Михаил Ефремов) — сын попа, поклонник «вражеских» голосов; и вечно усталый сотрудник органов (Сергей Уманов), который всё время настойчиво интересуется тем, чем интересуются другие.

Но это далеко не вся Москва. В поисках отца Пьер случайно находит своих дальних родственниц — пожилых «смолянок», ютящихся в одной комнате коммуналки (их уморительно и горько сыграли Нина Дробышева и Наталья Тенякова). Благодаря новым знакомым, балерине Кире (Евгения Образцова) и фотографу Валере (Евгений Ткачук), Пьер проникает и в совсем уж параллельный мир. Здесь художник-оформитель какого-то комбината Оскар (явно списанный с Рабина) продает на дому свои картины. В подвале джаз-банд Зубова (в реальности — Алексея Козлова) дает Чарли Паркера — и дает на удивление хорошо. Наконец, тут по рукам ходит самиздатовский журнал «Грамотей» (который на самом деле звался «Синтаксис»), где печатаются Бродский, Ахмадулина, Окуджава.

Сегодня послевоенный СССР у нас, кажется, бесповоротно присвоило телевидение, но «Француз» менее всего похож на утешительное ретро. Смирнов сознательно дистанцируется от ностальгического киномифа и пытается снимать как было — вплоть до деталей. Все персонажи вдохновлены историями реальных людей. В фильме полно непрофессиональных артистов с удивительной органикой, которую не подделать. Русского француза Пьера играет настоящий француз с русскими корнями (Риваль родился и вырос на родине Гюго). Балерину Большого театра Киру — прима-балерина ГАБТа Евгения Образцова.

И сам смирновский взгляд на предоттепельный СССР далек от привычных клише. Нет ни приторной тоски по ушедшему, ни испепеляющей злости. Жуткий рассказ о лагерном опыте (мощнейшая работа Александра Балуева) уравновешивает сцена новогодних посиделок, где есть искренность чувств, давно утраченная сегодня. И все, кого встречает Пьер на своем пути, — равноправная часть этой огромной, неспокойной страны. И искренние комсомолки, и советская элита, и «бывшие люди» из репрессированных аристократов, и непризнанные писатели, пишущие что-то на коленке после смены на заводе. Да и Пьер в их числе — парижский коммунист, сын русской дворянки.

Читайте также
Прямой эфир