Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Долгожданный фильм: рекламный блок перед киносеансом могут сократить
2019-10-24 17:35:16">
2019-10-24 17:35:16
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли в первом чтении проект поправок в закон «О рекламе». Питерские законотворцы предлагают ограничить рекламный блок перед просмотром фильмов в кино — на трейлеры и коммерческую рекламу планируют отвести не более 20 минут. Проект постановления «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О рекламе» будет предложен на рассмотрение депутатам Госдумы, но представители кинорынка уже озадачены. В чем суть инициативы и что ждет потребителей — разбирались «Известия».

«Джокер» вдохновляет

Как поясняет автор проекта постановления Денис Четырбок, сейчас нет никаких временных рамок. Где-то реклама длится 8 минут, где-то и 10, 15. В практике случаются и беспрецедентные случаи.

«Мы хотим прописать некие максимальные значения — 20 минут, это максимальное время, которое может быть затрачено на рекламу перед началом сеанса. Сейчас ограничений нет. Мы выяснили, что в некоторых кинотеатрах реклама длится по 35 минут. Эти данные меня немного шокировали», — цитирует Дениса Четырбока «Комсомольская Правда в Петербурге».

Мама с ребенком в кино
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Парламентарий приводит пример: недавно жительница Северной столицы обратилась в суд: ей пришлось 15 минут ждать мультфильм. Московский районный суд согласился с доводами гражданки, обязал указывать в билете точное время начала фильма, но городской суд решение отменил. Впрочем, парламентариев это не остановило — ситуация имела место быть, а значит, нужно исключить подобное в будущем. Чувствуется, что инициатор разработанного еще в начале года законопроекта всё больше и больше убеждается в правильности взятого курса. Причем, на личном опыте.

— Если я иду на «Джокера», то я иду на «Джокера». Никакой рекламы напитков, подгузников и подарочных карт там быть не должно, — отметил депутат.

Кроме ограничения по времени, депутаты законодательного собрания хотят обязать кинотеатры указывать в билете реальное время начала фильма. О полном запрете коммерческой рекламы речи нет.

Кадр из фильма «Джокер»

Кадр из фильма «Джокер»

Фото: Каро-Премьер

— Наблюдаемые 30–40-минутные блоки перед фильмом «Джокер» в отдельных кинотеатрах, сыгравшие роль триггера для законодателей, состояли из трейлеров — рекламы будущих фильмов, поставленных в большом количестве и кинотеатрами, и дистрибьютором фильма «Джокер». Киноотрасль понимает минусы такой накладки и сама находится в поиске решения, позволяющего в будущем избегать таких ситуаций. Это называется саморегулированием, — поясняет «Известиям» директор по маркетингу рекламного агентства «Синема 360» Сергей Болотин. — Так, например, блок коммерческой рекламы по всей стране имеет естественное самоограничение в 5–6 минут и очень редко превышает эту планку без какого-либо специального закона.

Похитители времени?

Жесткого регламента для предваряющих фильм роликов действительно нет. В законе «О рекламе» лишь прописано, что реклама не должна прерывать демонстрацию фильма, а также запрещается пускать «бегущую строку» или допускать иные способы наложения рекламы на кадр идущего на экране фильма.

По словам Сергея Болотина, кинозритель не может и не должен смотреть без раздражения 30–40-минутную рекламу, но по факту эти цифры кажутся маловероятными.

Билетная касса
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— Рекламный блок перед сеансом имеет свою структуру: как правило 2–3 минуты занимает коммерческая реклама, 9–12 минут — трейлеры будущих фильмов, часть времени занимает промо услуг кинотеатра, антипиратские, пожарные и социальные ролики — это еще 1–2 минуты. Итого 14–17 минут, — отмечает эксперт.

В прошлом году один из интернет-пользователей так описал свое разочарование от показа фильма. Заявленное начало сеанса — 11:35. В 11:50 в зале выключили свет и запустили рекламный блок. Фильм, уточняет зритель, начался в 12:03.

«Настроение слегка испорчено. За мои же деньги мне показывают полчаса рекламы с запредельным уровнем громкости. К слову, билет стоил около 300 рублей. Следил за временем, поскольку уже столкнулся с этой проблемой в этом же кино пару недель назад», — написал Patriotos.

— Я думаю, что все, кто часто ходит в кино, уже нашли варианты решения этой проблемы. Да, это доставляет неудобство: когда люди приходят в обозначенное в билете время и при этом 10 минут ожидают начало показа, — говорит «Известиям» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Так что указание в билете точного времени начала фильма — действительно выход.

Скука
Фото: Depositphotos

— Люди не готовы ждать больше 10 минут. Есть такая проблема: люди действительно предполагают, что сеанс длится 120 минут, а на самом деле он выходит не через 2 часа, а через 2,5, — говорит Дмитрий Янин. — Если человек знает хронометраж фильма, он уже понимает, когда ему, например, надо забрать ребенка или возвращаться домой. Из-за недостоверного информирования у него могут возникать как переживания, так и убытки, если он из-за этого куда-то опоздает. Это воровство времени, поэтому это неправильно. Было бы честно говорить людям правду.

Полезный блок или свобода выбора

В пресс-службе сети кинотеатров «КАРО» пояснили «Известиям», что компания не поддерживает инициативы петербургских парламентариев. По их мнению, законопроект ограничивает право компаний на осуществление коммерческой деятельности и нарушает принципы свободы предпринимательства. К тому же рекламно-информационный блок в начале показа — это еще и полезный для зрителей блок.

«Рекламно-информационный блок перед началом фильма включает в себя не только коммерческую рекламу, но также информационные ролики социального характера, например, о правилах пожарной безопасности, о порядке действий посетителей в случае возникновения пожара, обязанность по показу которых закреплена в Правилах противопожарного режима в РФ; об уголовной ответственности за несанкционированную запись фильма; информацию о фильмах текущего и планируемого репертуара, которую кинотеатры обязаны предоставлять в соответствии с Правилами по киновидеообслуживанию населения», — отмечают в сети кинотеатров.

Аварийный выход
Фото: РИА Новости/Николай Хижняк

Показ рекламно-информационного блока бесплатный, добавляют в пресс-службе, поэтому у каждого посетителя есть выбор: всегда можно уточнить, сколько длится фильм и киносеанс в целом, и посмотреть рекламно-информационный блок или, если не хочется смотреть рекламу, зайти в кинозал непосредственно перед началом фильма.

«Формулировка, приведенная в данном законопроекте, — «не допускается демонстрация рекламы после установленного времени начала кино- или видеосеанса, указанного лицом, осуществляющим кино- и видеообслуживание» противоречит как вышеуказанным нормативным актам, так и здравому смыслу, ведь в этом случае теряется весь смысл показа рекламно-информационного блока, потребители лишаются возможности получить необходимую информацию», — сообщили в пресс-службе.

Хардкор с «хардлоком»

Сергей Болотин считает, что парламентарии действительно не учитывают особенности формирования рекламного блока и его необходимости для функционирования кинотеатра.

— Во-первых, инициатива входит в противоречие с действующим законодательством, касающимся билетов как таковых и определений киносеанса. Во-вторых, указание длительности рекламного блока приведет к падению рекламных доходов кинотеатров, крайне для них важных. В-третьих, законодатели не принимают во внимание существование «хардлока» — роликов, прикрепляемых дистрибьюторами к фильмам, — замечает эксперт. — «Хардлок», заполнивший всё отведенное законом время рекламного блока, не оставит кинотеатрам законного способа показать коммерческую рекламу, свои трейлеры, противопожарные и антипиратские ролики.

Кинотеатр
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Сергей Болотин напоминает, что кинотеатр — это низкомаржинальное коммерческое предприятие, которое окупается лет 7–12.

— Любой доход, тем более рекламный, крайне важен для его эффективного существования, в том числе развития, своевременной замены оборудования и кресел, — отмечает представитель рекламного агентства. — При этом стоимость билета в кино в России одна из самых низких — около $4, что и делает кинотеатры одним из самых доступных видов развлечений в нашей стране. Сравните со стоимостью билета в других странах: в Европе — €12 (около 855 рублей), США — $15 (961 рубль), Англии — 17 фунтов (1,4 тыс. рублей).

Вопрос цены

Как пояснял однажды в интервью на тот момент руководитель отдела аналитики журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Андрей Белый, кинотеатры зарабатывают только на тех роликах, которые не имеют отношениея к кино.

— Кто-то действительно крутит по 20 минут коммерческой рекламы, кто-то строго ограничивает ее хронометраж. В зависимости от этого ее доля от общей выручки кинотеатра может варьироваться от 1% до 7–8%, — отмечал эксперт.

билет в кино
Фото: Depositphotos

Не придется ли кинотеатрам наверстывать упущенную прибыль за счет зрителя? Здесь мнения разнятся, многое зависит от конкретного кинотеатра. Директор кинотеатра «Мори Синема СПБ» Надежда Быстрова считает коммерческую составляющую ролика важным дополнительным источником дохода, поэтому цену на билет придется повысить.

— И речь идет не просто о прибыли кинотеатра, данный доход необходим кинотеатру для обновления кинооборудования, ремонта и прочих производственных расходов. Кинотеатр не завод и не продовольственный магазин, куда потребитель ходит стабильно за продуктами, — цитирует «Деловой Петербург» Надежду Быстрову. — Посещаемость зависит даже от времени года и от того, какая погода на улице. Многие небольшие частные кинотеатры в регионах вынуждены были закрыться, так как окупаемость одного только зала может быть только через 3–5 лет.

Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, напротив, считает, что закон (если его действительно примут) не повлияет на доходы кинотеатров.

— У нас коммерческой рекламы гораздо меньше, чем в Европе. Доход от нее несущественный в стране, кроме двух субъектов — Москвы и Санкт-Петербурга, — цитирует Эдуарда Пичугина «Коммерсант». — Возможно, некоторые владельцы кинотеатров будут находить для себя пользу, потому что, бывает, дистрибуторы навязывают в контрактах к фильмам пакет роликов.

Люди уходят из кинотеатра
Фото: Getty Images/ Jovo Marjanovic

Впрочем, законопроект пока только на начальной стадии. Одни участники рынка воздерживаются от комментариев до полного понимания перспектив, другие сомневаются в жизнеспособности инициативы.

— Ежедневно появляется огромное количество законодательных инициатив. Большая часть из них забывается максимум через неделю. Эту, скорее всего, ждет та же судьба, — говорит «Известиям» главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев. — Продолжительность рекламного блока перед фильмом в данный момент никак не регулируется, и у рынка, по-моему, нет единого мнения, насколько необходимо регламентировать этот момент. Проблема чрезмерно длинных рекламных блоков не повсеместна и уж точно не входит в список самых острых проблем кинопоказа в стране.