Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ начали активно применять кроссовые мотоциклы для захвата позиций ВСУ
Мир
Британский политик Фарадж не стал извиняться за поддержку позиции РФ по Украине
Происшествия
Электробус врезался в столб и перевернулся на востоке Москвы
Мир
Метеорологи сообщили о рекордной за 36 лет жаре в Вашингтоне
Общество
Юрист предупредил о риске получения штрафа за шумное поведение на даче
Мир
Украинские СМИ сообщили о задымлении на коксохимическом заводе в Кривом Роге
Происшествия
На Камчатке самолет Ан-26 при посадке повредил шасси
Армия
Российские артиллеристы сорвали перегруппировку ВСУ на островах Днепра
Армия
Истребитель Су-35С ВКС РФ выполнил боевую задачу по сопровождению бомбардировщиков
Мир
Глава МИД Чехии выступил за поочередный прием стран в ЕС
Общество
Икону «Троица» установили в Троицком соборе на ее историческом месте
Общество
Эксперт рассказал о правилах пользования пляжами с домашними питомцами
Мир
СМИ сообщили об отдалении от Макрона премьер-министра Франции Атталя
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 28 украинских дронов над Брянской областью
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о переброске мобилизованных на авдеевское направление
Общество
В Кремле ответили на вопрос о планах Путина на летний отпуск
Туризм
В АТОР назвали среднюю стоимость поездки в Турцию на двоих в июле
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Для балерины Евгении Образцовой настоящее счастье — неделю не вылезать из джинсов или хотя бы день не надевать пуанты. Прима-балерина Большого театра мечтает иметь еще детей, создать свой театральный проект и опять сняться в кино. А еще осуждает иностранцев за глупые байки о России. Об этом заслуженная артистка рассказала «Известиям» накануне выхода в прокат картины «Француз» режиссера Андрея Смирнова, в котором сыграла балерину.

— По поводу «Француза» вы сказали, что работать на съемочной площадке вам было сложно. Почему?

— Еще ни разу не играла в кино столь серьезные роли с таким количеством текста. Хотя однажды у меня был опыт съемок в художественном фильме «Красотки» (режиссер Седрик Клапиш, Франция, 2005 год. — «Известия»), но всё же я не была знакома с некоторыми тонкостями кинопроцесса. Например, когда мы снимали первые сцены, все свои фразы я говорила громко, с выражением, четко проговаривая все слова.

Андрей Сергеевич Смирнов не был против, не корректировал меня, но я замечала, что остальные актеры говорили чуть ли не себе под нос. Меня очень смущало, что я говорю, как на сцене, а они нет. В результате оказалось, что мне тоже не надо было сильно стараться — если что-то пойдет не так, есть переозвучка. Хотя для меня до сих пор остается странным, почему у артистов принято говорить впроброс.

Мой основной опыт — театральный. В театре всё должно быть понятно: жест ясен, эмоция на лице читаема, а текст произнесен так, чтобы люди не переспрашивали: «Что он сказал?». Но в современном кино эти навыки оказались не так важны.

— Вам бы хотелось сняться еще?

— У каждого есть свое место. Если ты артист балета, нужно танцевать, если певец — петь. Ты актер? Учился этой профессии? Тогда ты должен играть. Но бывают исключительные случаи. Андрею Сергеевичу, например, понадобилась настоящая балерина, которая смогла бы сыграть. Если такая возможность предоставится снова, буду только рада: сниматься в кино — очень интересный опыт. Но я против того, чтобы занимать чье-то место — это нечестно. Соглашусь на новую роль, если буду понимать, что нужна именно я. Если по каким-то параметрам буду на кого-то похожа, смогу здорово кого-то изобразить, подойдут мои внешность, типаж, голос...

евгения образцова француз
Фото: WDSSPR

— В фильме ваша героиня рассказывает, что принимают ее за границей хорошо, горячо аплодируют, но она чувствует, что к русским отношение предвзятое. Это правдивый эпизод?

— Так было всегда, и сегодня ничего не изменилось. Дело не в русских артистах, а в русских людях. Я патриот, и отношение некоторых иностранцев меня неприятно удивляет. Западная публика, в особенности британцы, реально считает, что в России ходят медведи, все русские поголовно пьют водку. Меня оскорбляет, когда на каких-то банкетах спрашивают: «Почему вы не пьете водку? Вы же русская». Знали бы вы, как Андрей Сергеевич настаивал на этой моей сцене, как он за нее болел! А я всё это прекрасно и без него понимала, потому что всё сама вижу и меня это сильно раздражает.

— Но вы в силу своей тактичности не подаете вида?

Иногда не сдерживаюсь и говорю таким людям всё, что думаю. Считаю, что неуважение, глупые вопросы и подобные высказывания лишь отражают их невежество. Не знаешь страну — промолчи, не можешь сказать ничего умного — не говори вовсе. Кира, моя героиня, об этом и рассказывает.

Я много работала в Лондоне — с 2009 года была приглашенной прима-балериной в Королевском балете Великобритании. Британцы, на мой взгляд, одни из самых сложных людей. На себе испытала, что с ними никогда нельзя быть искренней, да они и сами никогда не бывают искренними. И если тебе улыбаются, это не значит, что к тебе хорошо относятся.

— Ваша героиня в фильме курит. Курящие балерины — это норма?

— Сегодня их всё меньше и меньше, тем более что курить сейчас не везде можно. В 1957 году я, конечно, не жила, но сознательную часть своего детства провела в гримерке театра и за кулисами — моя мама тоже балерина. И скажу я вам, тогда курили все и везде: в буфете, балетных классах, чуть ли не за кулисами. Наши педагоги рассказывали, что раньше концертмейстеры курили прямо в зале. На рояле стояла пепельница, и пианист закуривал во время игры. Сейчас такое даже представить не получается.

— Один из персонажей «Француза» говорит: «Большая балерина — это всегда жуткий характер, потому что всё подчинено одной цели — каторге». У вас тоже жуткий характер?

— Да, просто ужасный! (смеется).

евгения образцова француз
Фото: WDSSPR

— В чем это проявляется?

— Постоянное моральное и физическое напряжение, ответственность, какая-то бесконечная гонка, отсутствие нормальной размеренной жизни и свободного времени — всё это в комплексе дает какой-то отпечаток нервозности, по-другому не скажешь. Это даже не характер, который дан тебе от природы и не меняется. Именно профессия накладывает свою печать.

Мы с вами общаемся, я думаю выпить кофе, а внутри паника — уже через час на репетиции мне надо выдать такое, что я сама не знаю, как это выдам! В голове всегда вертится: должна, должна... Не могу себе позволить отдохнуть, нет возможности расслабиться, на сцене передо мной тысячи глаз.

— Это вы имели в виду, когда сказали, что хотели бы для своих дочек менее физически и психологически травматичную профессию?

— Совершенно верно. Этого всего не хочу. Конечно, мы не можем решать за наших детей — если у них появится сильное желание, я не буду им препятствовать. Но как мама я бы не хотела, чтобы мои девочки занимались этой профессией — она очень и очень сложная для женщины. При всей ее красоте, с виду невесомости и легкости, это камень, который ты каждый день тащишь. Я очень сильно устала от балета, поэтому мне было безумно интересно сняться в кино.

— Но ведь балетная профессия тоже дает много плюсов? Одни путешествия чего стоят.

— Да, мировая сцена открывает огромные возможности путешествовать, смотреть мир. Мне безумно интересно ездить, но и от этого я тоже устала. Хочется сменить род занятий кардинально! Хотя бы на время. Таким вариантом для меня стало кино: вроде как отдохнула от балета, но не закончила интересную творческую деятельность.

— Чувствую, что кино вас манит гораздо сильнее, чем было сказано.

— Ну, во всяком случае, не надо ноги мучить. Мучается что-то другое — это серьезная психологическая работа, нервное напряжение и ответственность. И всё же поверьте мне как прима-балерине Большого театра: тяжелее балета нет работы. Знаете, что такое для меня отдых? Когда хотя бы неделю можно не вылезать из джинсов, хотя бы день не надевать пуанты… Это такое счастье!

— Вы снялись в большом кино, запустили свой бренд балетной одежды, что дальше?

— Есть у меня одна идея. Хотелось бы создать микс балета (в широком понимании пластического искусства), смешанного с искусством драматическим: повествованием, может быть, даже пением, с интересной музыкой, понятной большинству зрителей. На мой взгляд, хорошо подошел бы джаз или джазовая обработка классики...

— Так в чем же дело?

— Это большая история. Одного моего творческого желания недостаточно. Нужны организаторские способности, люди, которые с этим помогут. Я сейчас продумываю все детали.

— Сезон в Большом театре вы открыли балетом «Онегин». На входе в театр был замечен ваш муж, скульптор Андрей Коробцов с букетом розовых роз, которые потом вынесли на сцену. Он смотрит каждое ваше представление?

— Да, и можно по пальцам перечесть спектакли, на которых его не было. Всего раза два или три — только когда устанавливал какой-нибудь памятник. Самая моя большая поддержка — он и моя мама. Но она живет в Петербурге, часто помогает с детьми и не всегда бывает на спектаклях, а Андрей — всегда.

евгения образцова француз
Фото: WDSSPR

— Кстати, о детях. Меня искренне радует отношение к материнству современных балерин. Спокойно уходят в декрет, потом без проблем возвращаются. Сейчас это сделать легче, чем во времена Майи Плисецкой, которой пришлось поступиться материнством?

— Думаю, Плисецкая в этом плане индивидуальна — никто не смог бы ей запретить, если бы она захотела. Недавно мне довелось познакомиться с Эммой Липпой, легендарной пианисткой, сейчас уже преклонных лет. Много интересного из жизни артистов удалось узнать от нее, она знала каждого, с кем работала. Эмма была личным концертмейстером Майи Плисецкой и уверяла, что Майя в принципе не любила детей и никогда всерьез не думала о материнстве: сцена была для нее безусловным приоритетом.

Балерины ее времени решались на детей. Но времена — да, были посложнее. Считалось, что, уходя на год, ты можешь потерять свою позицию. Сейчас, если ты уходишь, тебя легко заменить, но так же легко ты можешь и вернуться — достаточно обрести ту же форму. Всё решаемо. У меня есть дети, но я чокнутая мать — всё равно пойду танцевать. Вот, аж стих получился!

А есть те, кто, родив, понимают, что теперь их мир возле колыбели. Это даже хорошо — нормальная мама должна быть со своим ребенком. Для меня в свое время была большая дилемма в связи с этим. Я оказалась чокнутой, но меня всё же тянет к моим детям, значит, я не конченая (смеется).

— Вам повезло — сразу двойня получилась. Наверное, вы на этом не остановитесь?

Не остановлюсь, хочу еще детей. Надеюсь, что получится. Мои педагоги были для меня лучшими учителями в этом плане. Почти все они были бездетны, но ни от одной из них я не слышала, как это здорово и что профессия того стоила. Зато все они хотя бы раз мне сказали: «Как жаль, что мне не к кому вернуться домой после репетиции. Ты молодая, пойдешь веселиться, гулять, искать свое счастье, а у меня муж умер, детей нет, дома собака...». От этого веяло такой безысходностью, что я уже с тех лет понимала: главное — не повторить их судьбу.

Справка «Известий»

Евгения Образцова окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (класс М. Васильевой) в 2002 году, после чего была принята в труппу Мариинского театра. В 2012 году перешла в Большой театр. Танцует ведущие партии классического и современного репертуара. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

Прямой эфир