Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Спикер парламента Молдавии призвал граждан назваться румынами для членства в ЕС
Мир
Возле японского архипелага Огасавара произошло землетрясение магнитудой 6,9
Спорт
Олимпийский огонь отправился на паруснике из Греции во Францию
Мир
Суд отклонил иск против солиста Aerosmith о сексуальном насилии
Происшествия
Украинский дрон атаковал автобус с пассажирами в ЛНР
Общество
Минцифры предложило обязать иностранцев сдавать биометрию для покупки сим-карт
Общество
Более 1,7 тыс. затопленных домов в Оренбургской области подлежат сносу
Общество
Следствие запросило арест еще одного соучастника теракта в «Крокусе»
Общество
Устроивших массовую драку в Туапсе узбекистанцев выдворят из РФ
Мир
Песков заявил о продолжении попыток выдавливания РФ с энергетических рынков
Мир
Журналист Карлсон заявил о мошенничестве на выборах президента США в 2020 году
Происшествия
В Ингушетии школьник в ходе ссоры ранил сестру ножом
Происшествия
Пять человек пострадали при повторном ударе ВСУ по селу в Белгородской области
Происшествия
В Москве пенсионерка отдала мошенникам 34 млн рублей
Общество
Почти треть месячной нормы осадков выпала за 1,5 часа в центре Москвы
Мир
Глава МИД Италии поручил вызвать посла России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Мосфильме завершились съемки нового сезона программы «Большой Балет» телеканала «Россия – Культура». Зрители увидят 13 танцовщиков из ведущих театров страны. Об этом проекте и балете в своей жизни корреспонденту «Известий» рассказала член жюри, балетмейстер-репетитор Большого театра России, народная артистка СССР Людмила Семеняка.

— Вы выносили вердикт в составе многих конкурсных жюри. Чем интересно вам это соревнование?

— Проект сделан на высоком профессиональном уровне. На съемочной площадке идет активное, живое действие, интересно за ним наблюдать. На такой сцене просто хочется танцевать, и декорации подобраны изумительные. Кроме того, хореография четко обозначена на каждый тур. Это и постановки советского времени, и классика, и модерн.

Балетмейстер-репетитор Людмила Семеняка во время сбора труппы на открытии нового 240-го сезона в Большом Театре

Фото: РИА Новости/Вяткин Владимир

Огромный плюс, когда артиста показывают по телевидению на многомиллионную аудиторию. Многих участников пригласят работать в знаменитые театры. Есть шансы, что хореографы увидят их возможности и предложат новые интересные партии. Когда смотрю, как готовятся к выступлению ребята, вспоминаю себя участницей конкурса. В первый раз я выступала в 16 лет, потом в 17. После победы в конкурсах знаменитыми на весь мир стали многие.

— Каждый артист представляет определенную школу?

— Разумеется. Они показывают, где и как их учат. Радостно видеть, что у многих зарубежных конкурсантов педагоги — наши соотечественники. Русский балет дал питание всему миру. Сейчас идет взаимопроникновение разных балетных школ. В Большом театре, к примеру, работают бразильцы, итальянцы, американцы.

— Вашим педагогом в Большом театре была легендарная Галина Уланова. Помните, как с ней познакомились?

— С детства мечтала увидеть Уланову, и с Галиной Сергеевной меня свело само провидение. Восемь лет я училась в балетной школе в Ленинграде, знала, что Уланова часто приезжает в свой родной город, бывает в своей родной школе. Помню, сколько было волнений: а вдруг она приедет, но по каким-то причинам ей не покажут наш класс, или она не увидит, как я люблю танцевать. И все-таки она меня увидела. Я была счастлива.

Народная артистка СССР Галина Уланова и народная артистка РСФСР Людмила Семеняка (на втором плане)

Фото: ТАСС/Чумичев Александр

— Вы сами давно преподаете. Кто ваши ученицы?

Как и во все времена, тот, кто нашел себя в этой профессии, совершенно фанатично ей предан. Сейчас я работаю со Светланой Захаровой, которую знает весь мир. Ее трудолюбие, возможности, данные вызывают у меня невероятное уважение и восхищение. Мы с ней лет 15, и я уже не педагогом себя чувствую, а ее коллегой. Понимаем друг друга с полуслова, у нас многолетний профессиональный диалог. У меня также есть замечательные солистки Анастасия Меськова и Виктория Якушева, они мне родные люди.

Это только кажется, что преподаватели наставляют своих учеников, нет, и они тоже меня многому учат. Вот Станислава Постнова окончила первый сезон, поехала на гастроли, как я волнуюсь! Анастасия Соболева стала лауреатом Московского конкурса, я с ней работала. Анастасию заметили — и Михайловский театр получил потрясающую балерину: она там танцует весь ведущий репертуар.

— Профессия танцовщика травмоопасная. Педагог может быть гарантом здоровья артиста?

— Когда я начинаю работать с артистом, первое, что ему объясняю: травм нельзя допускать. Педагог должен предотвратить травмы. У всех разные ноги, тела, организмы, и это необходимо учитывать, к каждому применять свой подход. Необходимо чувствовать опасность и вовремя останавливать занятия, мышцы не железные.

— Но иногда артистов «несет»…

— Главное, чтобы педагога не несло. Мы же не только учим партии, но и общаемся по-человечески, советуем. Если переработаешь, придется потом брать больничный лист и ждать, пока организм восстановится. Это перерыв, что очень нежелательно.

Российская балерина, народная артистка России, солистка Большого театра Светлана Юрьевна Захарова и ее педагог-репетитор Людмила Семеняка (на первом плане)

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

— Балет — это монашество, целенаправленное следование идее, аскетизм?

Балет — в первую очередь разностороннее образование. Не только танец. У нас в балетной школе в Ленинграде было семилетнее музыкальное образование, преподавали изобразительное искусство, языки. В моем классе все хорошо говорили по-французски. Когда я приехала в Париж, не было переводчика, и мне пришлось без посредников дать интервью французскому СМИ. В школе нам прививали важные человеческие качества, я своим учителям ежедневно готова бить поклоны.

— Тяжело уходить со сцены, когда ей отдана вся жизнь?

— Сцена — это жизнь. И как сказал великий Владимир Васильев: «Никогда нельзя объявлять последний спектакль».

— Так или иначе, с учениками вы всё равно на сцене.

— Это правда. У меня может нога заболеть в том месте, на которое жаловалась ученица. После некоторых спектаклей бывает ощущение, что это я танцевала. Мы, конечно, подобные ситуации воспринимаем с юмором, но тем не менее это реальность: я смотрю на своих учеников и как балерина, и как сопереживающий человек. И еще надо обязательно смотреть на них как зритель, это будет самый точный взгляд.

— Артисты, которые вместе танцуют, могут создать счастливую семью?

— Это прекрасно, но непросто, бок о бок тогда идет вся жизнь. Очень хорошо, когда люди понимают друг друга, поддерживают. Анастасия Соболева и Виктор Лебедев дружили-дружили, танцевали-танцевали, а сейчас прекрасная пара и в жизни, и на сцене. Ваня Васильев женат на чудесной нашей балерине Марии Виноградовой. Есть примеры, когда балетные семьи счастливы, во многих — дети.

Ведущая солистка балета Большого театра Мария Виноградова в роли Зобеиды и премьер Михайловского театра Иван Васильев в роли Золотого раба в сцене из балета «Шахерезада» на рождественском гала-концерте звезд мирового балета «Christmas Балет-гала» в Государственном Кремлевском Дворце

Фото: РИА Новости/Вяткин Владимир

— Влюбиться в балете, наверное, просто?

— Юные балерины ищут принцев. И я нашла себе принца. Моим мужем был Михаил Лавровский. Я в нем обрела всё — наставника, партнера по сцене и семью, которая сразу подняла меня на определенный уровень. Его мать — выдающаяся балерина Елена Чикваидзе, которая танцевала Джульетту вслед за Галиной Улановой, отец — выдающийся балетмейстер Леонид Лавровский. Эта семья стала в моей жизни особенной и определила всю мою дальнейшую творческую жизнь. Мы расстались, но у нас с Михаилом Леонидовичем и сейчас прекрасные отношения. Его первые успешные балетные постановки рождались на моих глазах.

— От чего вы бы предостерегли тех, кто мечтает стать артистом балета?

— Я бы не советовала идти в балет людям с плохим здоровьем или с плохими профессиональными данными. С природой особо не поспоришь. Можно, конечно, развить себя, но лучше выбрать что-то другое. Советую родителям хорошо подумать, и если сын или дочь не очень способны, отсоветовать им заниматься балетом. Бывают по-настоящему драматические ситуации: ребенок подходит к возрасту, когда тело начинает меняться, взрослеть, кому-то пережить этот период очень сложно. И увлечься чем-то, кроме балета, им тоже непросто.

— Порой амбиции родителей превосходят желания детей.

— Я это не приветствую. Моя мама, например, была рада, когда я поступила в балетную школу, но фанатизма у нее не было, я даже на вступительный экзамен ездила сама, без сопровождения — и прошла. Невероятно была счастлива, сама всё проживала.

Вариацию из балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» исполняет Людмила Семеняка. Вторая премия. Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета. Концертный зал имени П.И.Чайковского

Фото: РИА Новости/Александр Макаров

— Вы любите фильмы про балет? Много ведь фантазий на эту тему.

— Да, часто в фильмах бывает не очень правдиво. Люди домысливают, фантазируют на основе каких-то рассказов, легенд. Рассказ человека, который имеет к нашей профессии отношение, часто очень субъективен. Лучше просто документальные ленты об артистах снимать, если они это позволяют. Исключения, правда, есть. Фильм «Черный лебедь», например, с Натали Портман в главной роли (картина Даррена Аронофски. — «Известия»). Великолепная актриса, как тут не восхищаться. И это придуманный сценарий, который на документальность не претендует.

И еще замечательный есть фильм, снятый в конце 1960-х годов, — «Я вас любил» с Виктором Переваловым, о первой любви мальчика к девочке из хореографического училища (лента Ильи Фрэза. — «Известия»). Снимались в картине как раз ученицы Ленинградской школы, где я занималась, и в массовке все мы были заняты.

— Вы еще не думали писать мемуары?

— Когда-нибудь все пишут стихи, когда-нибудь все думают о мемуарах. У меня есть тема: о школе и педагогах. Я уже сделала небольшую книжку, но пока она не вышла. Эта книга адресована тем, кто приходит сегодня в балет, она будет интересна и ученикам школы, где я начинала. У нас был потрясающий балетный класс, мы собираемся и до сих пор дружим…

Справка «Известий»

Еще будучи ученицей школы, Людмила Семеняка дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова в сольной партии в балете «Щелкунчик». С 1972 года — солистка Большого театра. Репертуар балерины включал главные роли в классических балетах и множество партий в современных. С 2002 года — педагог-репетитор Большого театра. Лауреат Международных конкурсов. Лауреат Госпремии СССР. Народная артистка СССР.

Прямой эфир