Айны — древнейшее население Японского архипелага. Представители этой народности появились там примерно в XIII тысячелетии до н.э. Откуда они пришли, достоверно неизвестно, однако установлено, что они также населяли часть Курильских островов, Сахалина и Камчатки. Народ, на протяжении веков подвергавшийся гонениям, потом настоятельным попыткам ассимиляции, долго не признавал японскую культуру. В 2008 году айны были признаны в Японии национальным меньшинством. Однако их культура практически утрачена, они о ней мало что знают и сейчас практически ничем не отличаются от японцев. В настоящее время их насчитывается всего около 25 тыс. человек
На весь экран
Фото: REUTERS/Mai Hachiya
Внешность айнов поразила европейских путешественников при первой встрече — она была нехарактерна для монголоидной расы, распространенной в Азии. Их черты лица были ближе к европейским, они носили длинные бороды и усы, головы покрывали густые волосы
На весь экран
Фото: REUTERS/Mai Hachiya
Женщины украшали себя характерными татуировками — узоры от кисти до локтя и зловещая улыбка от уха до уха. Впервые татуировку на лицо наносили в семилетнем возрасте, а потом дорисовывали на протяжении нескольких лет, вбивая под кожу сажу из домашнего очага. Считалось, что без такого украшения девушка не сможет выйти замуж и не обретет покой в загробной жизни
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
Татуировка делалась с помощью острого ножа — макири и нескольких дополнительных инструментов. В процессе японизации айнов несколько раз вводились запреты на татуирование девочек, так как процедура считалась очень болезненной и мучительной
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
Основными занятиями айнов всегда были собирательство, рыболовство, охота. Чтобы сохранить природное равновесие, они старались селиться маленькими группами, подальше друг от друга
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
У айнов существовал свой, ни на что не похожий, язык, свои обычаи и традиции. Национальная забава айнов — кариппекап — до сих пор в ходу у детей
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
В японском поселке Биратори пытаются возродить культуру айнов, здесь есть несколько национальных ремесленных мастерских и музей
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
«Было бы хорошо, если бы правительство предоставило нам место, где мы могли бы исполнять наши традиционные обряды», — говорит охотник Ацуши Монбецу. Он считает действия Токио по созданию этнической деревни бесполезными
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
В доме Ацуши, как и много лет назад, сушат оленьи желчные пузыри — это большая редкость и ценность, так как у большинства представителей оленевых этого органа нет. Его обычно используют в лечебных снадобьях
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
Ацуши выходит из машины и возносит молитву своим богам перед охотой на оленя. Когда-то он был строителем, но в 30 лет бросил это занятие, купил лицензию на охотничье ружье и пытается таким образом прокормить жену и троих детей. «В прошлом охотники могли зарабатывать на жизнь тем, что ели мясо, которое добыли на охоте. Но сейчас нам нужны деньги, чтобы жить, поэтому я всё еще ищу способ их заработать», — говорит он
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
Согласно опросу, проведенному правительством в 2017 году, на Хоккайдо живет около 13 тыс. айнов. Это всего 0,3 % населения острова и почти половина от того числа, что было зафиксировано 10 лет назад. Но некоторые представители нацменьшинства считают, что цифра может быть в 10 раз больше, чем показала официальная перепись, поскольку многие не хотят признавать себя айнами из-за боязни дискриминации
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
Айны у памятника национальным героям, погибшим в битве с японской армией у поселка Каминокуни в XV веке
На весь экран
Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon
Татуировщица Май Хачия, хранительница национальных обычаев, ходит по Саппоро в традиционной одежде и с характерным рисунком на губах. Однако она, как и другие представители исчезающей народности, опасается, что создание музейного комплекса и неожиданная забота о культуре айнов имеют целью формирование положительного имиджа Японии в преддверии Олимпийских игр – 2020. «Люди придут посмотреть на танцы и прочие представления, — говорит она. — Это будет похоже на зоопарк…»