Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Подари мне, подари: Третьяковка получила произведения современников
2019-10-26 12:58:21">
2019-10-26 12:58:21
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Видеоарт и трафаретные изображения, граффити и световые инсталляции — теперь в собрании Третьяковки. Фонды главной национальной галереи страны пополнились сотней произведений современного отечественного искусства, переданных музею Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Традиции собирательства, заложенные основателями братьями Третьяковыми, продолжаются и в XXI веке.

По стопам Третьякова

У многих людей Третьяковка ассоциируется с искусством XIX века — работами, собранными основателем музея. Однако в тот момент, когда Павел Михайлович покупал эти вещи, ставшие сегодня абсолютной классикой, их авторы были молодыми художниками. И по тем временам их творчество считалось радикальным, порой даже запрещалось к показу цензурой. Вот и сегодня галерея стремится продолжить эту традицию и призывает меценатов дарить новейшее и актуальное.

третьяковка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Из обширной коллекции Владимира Смирнова и Константина Сорокина наши специалисты отобрали то, чего нет в Третьяковской галерее, но что нам сегодня очень важно иметь, — рассказала «Известиям» генеральный директор галереи Зельфира Трегулова. — Мастера, чьи работы мы приобрели сейчас, отражают реальный художественный процесс 2000–2010-х годов. Их произведения должны быть в собрании ГТГ. И должны быть сейчас, а не потом, через 10–15 лет, когда их не будет на рынке или цены на них так вырастут, что галерея никак не сможет приобрести их.

Как пояснил «Известиям» Владимир Смирнов, все эти художники — не новички, не случайные люди. Они состоявшиеся мастера, сделавшие десятки выставок.

третьяковка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Мне не интересна цена произведения на рынке, — расставляет приоритеты коллекционер. — Мне интересно, как художник растет, развивается.

Как войти в историю

Галерея получила произведения группы МишМаш, Владимира Потапова, Тимофея Ради, Кирилла Кто, Татьяны Ахметгалиевой, Алекса Булдакова, Аслана Гайсумова, Александры Галкиной, арт-группировки «ЗИП», Алексея Каллимы, Полины Канис, Алисы Йоффе, Жанны Кадыровой, Таисии Коротковой, Андрея Кузькина, Влада Кулькова, Владимира Логутова, Романа Мокрова, Mиши Most, Семена Мотолянца и других авторов, некоторым из которых нет и 40.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Чтобы попасть в собрание Третьяковки, художник и произведение должны соответствовать определенным характеристикам.

Это комплекс составляющих: статус художника, наличие его работ в других крупных музеях, премии, публикации и, конечно, признание профессиональным сообществом, — рассказал «Известиям» сотрудник Третьяковской галереи Игорь Волков­. ­­— Например, работы Виктора Алимпиева недавно выставлялись на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow, в кураторском проекте секции «Искусственный взгляд».

Теперь фонды Третьяковки пополнились сразу тремя работами художника.

— То, что теперь мои работы оказались в Третьяковской галерее, безусловно, очень важный пункт в моей творческой биографии, — признался «Известиям» Виктор Алимпиев.

третьяковка

Посетитель выставки возле картины Алексея Каллимы «Между случайностью и необходимостью»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Живопись Виктора Алимпиева, в том числе и портрет британской оперной певицы Кэтлин Ферриер, несколько лет назад приобрел Фонд Смирнова и Сорокина. На рынке его произведения пользуются стабильным спросом. Как и вещи Алексея Каллимы, чьи картины уже побывали на выставках Нью-Йорка, Парижа и Берлина.

— В Третьяковку взяли мою картину «Между случайностью и необходимостью», на которой бойцы-моджахеды на отдыхе, лежат, читают книги, а рядом — автомат Калашникова, — рассказывал «Известиям» Алексей Каллима. — В свое время я был беженцем из Чечни, но это не обязательно чеченские зарисовки. На полотне собирательный образ.

Паровозики и видеоарт

Еще одна работа Алексея «Машинки против паровозиков» была создана из противоречия и любопытства. Как признается художник, взяв дочкины трафареты и наштамповав на полотне транспорт на фоне города, он хотел проверить, где заканчивается граница вседозволенности, что отличает штамповку от произведения искусства.

третьяковка
Картина Алексея Каллимы «Машинки против паровозиков» на первом плане
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Но вдруг работа, созданная с применением такого пошлого элемента, как трафарет, понравилась коллекционерам, — изумляется Алексей. И признается, что о Третьяковке не мечтал, а просто работал каждый день.

­Художники, чьи работы приобретали меценаты, работают в различных техниках: скульптура, живопись, поп-арт, световые инсталляции и многое другое. «Неклассические» жанры музей не пугают.

Например, видеоарт — очень важная часть современного искусства, этот жанр не существовал век назад. В Третьяковской галерее, за исключением пары работ, он отсутствует, — рассказала «Известиям» Зельфира Трегулова. ­— И сейчас благодаря коллекционерам, которые обращали внимание на подобные работы, нам удалось пополнить собрание видеоартом.

третьяковка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Генеральный директор выразила надежду, что российские меценаты и собиратели последуют примеру Владимира Смирнова и Константина Сорокина и помогут Третьяковке оставаться живым, растущим музеем. Ведь задача галереи — показывать лучшее, что есть в отечественном искусстве, вне зависимости от того, жив ли автор или нет.

Оценить выбор сотрудников музея скоро смогут и обычные зрители. В марте–апреле следующего года в Новой Третьяковке откроется выставка, на которой будет представлена коллекция, подаренная меценатами.

Загрузка...