Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Возвели в квадрат: Третьяковка сменила постоянную экспозицию

Посетители смогут обновить свой взгляд на работы Малевича, Филонова, Татлина и Дейнеки
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два «Черных квадрата», акварели Павла Филонова и офорты Марка Шагала, отдельные залы Дейнеки и Татлина — вот лишь немногие сюрпризы реорганизованной постоянной экспозиции Новой Третьяковки. Кураторы музея пересмотрели расположение хрестоматийных работ и дополнили их произведениями, ранее хранившимися в запасниках.

Главное — изменился сам подход: теперь вместо единожды сформированного набора экспонатов зрители увидят «вариации на тему».

— Мы перестали воспринимать постоянную экспозицию как некую константу, «священную корову». Сегодня мы считаем, что она может обновляться. Это пространство, в котором нужно экспериментировать, — пояснила «Известиям» гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Начать осмотр экспозиции можно с двух входов: один ведет в зал Ларионова и Гончаровой и первое, что зритель видит, еще не открыв стеклянные двери, — знаменитую ларионовскую «Зиму» из полиптиха «Времена года». Если же он предпочтет войти с другого входа, то попадет к Петрову-Водкину и встретится с не менее хрестоматийным «Купанием красного коня».

Дальше можно двигаться влево — к русскому авангарду или вправо к советскому искусству. Но прежде, конечно, не пройти мимо двух «Черных квадратов». Казимир Малевич написал четыре варианта этой композиции. Самый первый — 1915 года — принадлежит Третьяковке и практически никогда не покидает постоянную экспозицию. Но есть у ГТГ и авторское повторение 1929 года. Оно не демонстрировалось в регулярном режиме, но отправилось в Ватикан на выставку Третьяковки в прошлом году.

Соединив два произведения, кураторы не только подчеркнули исключительную значимость этого образа для мирового искусства, но и акцентировали различия: первый «Квадрат» испещрен кракелюрами (трещинами красочного слоя), второй — с идеально ровной черной поверхностью. Оба произведения погружены в полумрак. Но это не для усиления мистической атмосферы — минимум освещения обеспечивает сохранность полотен.

Знаменателен также факт появления рисунков, акварелей, офортов в постоянной экспозиции. Прежде этого не было, хотя, например, серия выполненных на бумаге абстракций Любови Поповой, «Портрет Глебова-Путиловского», «Композиция с шарами» и «Головы» Филонова, наконец, иллюстрации к «Мертвым душам» Шагала заслуживают соседства с живописными шедеврами XX века.

Примерно через три месяца эти работы заменят другими — графика должна отдыхать. В случае с Шагалом, например, это будут офорты той же серии; кому передадут эстафету Филонов и Попова — вопрос. Возможны ротации и в случае с живописью. Так, ближайшие два месяца можно увидеть работы Наталии Гончаровой, взятые из запасников на смену полотнам, уехавшим на ретроспективу художницы в Лондон. Так или иначе, у зрителей будет хороший повод снова и снова возвращаться в Третьяковку.

Многие известные произведения теперь зазвучали по-новому. Скажем, у Александра Дейнеки появился отдельный светлый зал, и невероятное ощущение свободы, которым наполнено его творчество, здесь ощущается буквально физически. Полет «Вратаря», торжество плоти «Купающихся девушек», монументальная красота «Матери» заряжают пространство витальной энергией.

Партийный официоз во главе с полотном Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле» сослан в камерное помещение, призванное компенсировать чрезмерный пафос этих мастерски сделанных агиток. «Два вождя после дождя» (так прозвали в народе эту картину) гуляют в тесноте и под искусственным светом — символическое решение.

Зато «Летатлин» в зале Татлина воспаряет к небу в солнечных лучах, падающих через стеклянный потолок. Сюда же перенесли и один из двух принадлежащих Третьяковке оригинальных «Контррельефов» (второй, увы, в плохом состоянии). Теперь здесь только собственноручные работы великого мечтателя — бесценные свидетельства эпохи, на которую можно взглянуть по-новому.

Читайте также
Прямой эфир