Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

«Летатлин» долетел до Москвы

Легендарный махолет Владимира Татлина вошел в постоянную экспозицию Третьяковской галереи
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Постоянная экспозиция Третьяковки на Крымском Валу пополнилась знаковым экспонатом: легендарным махолетом «Летатлин». Его построил в 1929–1932 годах Владимир Татлин — один из родоначальников конструктивизма, автор знаменитых контррельефов и проекта Башни III Интернационала. Он с юности грезил о создании устройства для индивидуального полета на мышечной тяге. «Долететь до мечты» не удалось, но зато получился уникальный арт-объект, который теперь отреставрировали и представили в окружении других работ авангардиста.

Татлин с учениками создали три экземпляра махолета. Инженеры отнеслись к проекту скептически: «Летатлины» не летали и летать не могли — бесперспективность попыток сконструировать подобные аппараты была доказана еще до Татлина. А коллеги художника упрекали его, наоборот, в чрезмерной «технологичности» затеи — мол, это не произведение искусства, а утилитарное сооружение. В итоге ни выставочная, ни тем более «летная» карьера у «чудо-птиц» не сложилась.

После единственной экспозиции в 1932 году аппараты разошлись по различным хранилищам — у себя в мастерской Татлин держать их не мог. В конечном счете первые два «Летатлина» оказались утрачены и только третий — с существенными повреждениями — сохранился. До недавних пор он экспонировался в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Там же была проведена его первая реставрация — еще в 1960-х годах. Теперь из поселка Московской области заново отреставрированный «Летатлин» переместился в столицу и распахнул крылья в Новой Третьяковке.

В стенах галереи искусства XX–XXI веков «Летатлин» воспринимается, конечно, не как инженерное изобретение, а как художественная фантазия — шедевр вне времени. Столь созвучная раннесоветскому идеализму мечта — преодолеть человеческим усилием земное притяжение — воплотилась в обтекаемой форме корпуса, вдохновленной не угловатым конструктивизмом, но скорее природной прихотливостью модерна. И вместе с тем при взгляде на крылья аппарата представляешь себе каких-нибудь доисторических птеродактилей, а то и мифических драконов.

Правое крыло «Летатлина» лишено тканевого покрытия — и это одна из главных загадок экспоната. Ирина Пронина, научный сотрудник Третьяковки и куратор проекта, рассказала «Известиям», что именно в таком виде он оказался после первой реставрации — то ли покрытие левого крыла было утрачено еще раньше, его просто «переодели» в новую ткань, то ли в Монино махолет поступил вовсе без обтяжки и советские мастера решили обшить лишь его часть.

Так или иначе, при новой реставрации было решено не только сохранить все старые материалы (и 1930-х, и 1960-х годов), но и оставить скелет правого крыла «обнаженным». Поэтому зрители могут в деталях изучить жесткий каркас его конструкции. Но больше восхищает, конечно, не техническая изобретательность авторов, а художественная сила образа: кажется, что это не рукотворное произведение XX века, а ископаемый артефакт.

И теперь зал с контррельефами Татлина, где под крышей поселился «Летатлин», начал «звучать» по-новому. Объемные кубические композиции на стенах воспринимаются уже не как формалистические эксперименты, но как часть того мифа, эстетической утопии, которую всю жизнь создавал Татлин. А ярчайшее воплощение этого — многострадальный махолет вкупе с Башней III Интернационала, встречающей посетителей Новой Третьяковки в фойе второго этажа. Только если Башня и контррельефы были воссозданы уже в наши дни, то «Летатлин» долетел до нас в оригинале. Хочется верить, что его полет будет долгим. 

 

Прямой эфир