Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Политолог назвал прекращение Венгрией поставок топлива Киеву вынужденным ответом
Общество
Путин заявил о необходимости продолжить работу в рамках социальной газификации
Общество
Атомный ледокол «Сибирь» отправили в замерзающий Финский залив
Мир
Вучич заявил о готовности Сербии вступить в ЕС без права вето
Мир
Британия открыла представительство посольства во Львове
Общество
Путин поблагодарил правительство РФ за работу по модернизации здравоохранения
Общество
В России будут совершенствовать систему оплаты труда медработников
Общество
ГП отзовет иск об изъятии активов двух цементных заводов на Кубани
Общество
Путин отметил важность современных больниц для повышения качества жизни россиян
Общество
Роспатент получил заявку на товарный знак якобы от имени Долиной
Общество
Путин назвал демографию национальным приоритетом РФ на годы вперед
Спорт
На аэродроме Минспорта в Тверской области провели акцию «Воздушная Олимпиада»
Общество
В Петербурге могут запретить работу трудовых мигрантов в торговле
Мир
Суд Москвы получил протокол на бывшего «народного губернатора» Донецкой области
Мир
The Economist указал на работу США по возможному снятию санкций с РФ
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились

«Летатлин» долетел до Москвы

Легендарный махолет Владимира Татлина вошел в постоянную экспозицию Третьяковской галереи
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Постоянная экспозиция Третьяковки на Крымском Валу пополнилась знаковым экспонатом: легендарным махолетом «Летатлин». Его построил в 1929–1932 годах Владимир Татлин — один из родоначальников конструктивизма, автор знаменитых контррельефов и проекта Башни III Интернационала. Он с юности грезил о создании устройства для индивидуального полета на мышечной тяге. «Долететь до мечты» не удалось, но зато получился уникальный арт-объект, который теперь отреставрировали и представили в окружении других работ авангардиста.

Татлин с учениками создали три экземпляра махолета. Инженеры отнеслись к проекту скептически: «Летатлины» не летали и летать не могли — бесперспективность попыток сконструировать подобные аппараты была доказана еще до Татлина. А коллеги художника упрекали его, наоборот, в чрезмерной «технологичности» затеи — мол, это не произведение искусства, а утилитарное сооружение. В итоге ни выставочная, ни тем более «летная» карьера у «чудо-птиц» не сложилась.

После единственной экспозиции в 1932 году аппараты разошлись по различным хранилищам — у себя в мастерской Татлин держать их не мог. В конечном счете первые два «Летатлина» оказались утрачены и только третий — с существенными повреждениями — сохранился. До недавних пор он экспонировался в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино. Там же была проведена его первая реставрация — еще в 1960-х годах. Теперь из поселка Московской области заново отреставрированный «Летатлин» переместился в столицу и распахнул крылья в Новой Третьяковке.

В стенах галереи искусства XX–XXI веков «Летатлин» воспринимается, конечно, не как инженерное изобретение, а как художественная фантазия — шедевр вне времени. Столь созвучная раннесоветскому идеализму мечта — преодолеть человеческим усилием земное притяжение — воплотилась в обтекаемой форме корпуса, вдохновленной не угловатым конструктивизмом, но скорее природной прихотливостью модерна. И вместе с тем при взгляде на крылья аппарата представляешь себе каких-нибудь доисторических птеродактилей, а то и мифических драконов.

Правое крыло «Летатлина» лишено тканевого покрытия — и это одна из главных загадок экспоната. Ирина Пронина, научный сотрудник Третьяковки и куратор проекта, рассказала «Известиям», что именно в таком виде он оказался после первой реставрации — то ли покрытие левого крыла было утрачено еще раньше, его просто «переодели» в новую ткань, то ли в Монино махолет поступил вовсе без обтяжки и советские мастера решили обшить лишь его часть.

Так или иначе, при новой реставрации было решено не только сохранить все старые материалы (и 1930-х, и 1960-х годов), но и оставить скелет правого крыла «обнаженным». Поэтому зрители могут в деталях изучить жесткий каркас его конструкции. Но больше восхищает, конечно, не техническая изобретательность авторов, а художественная сила образа: кажется, что это не рукотворное произведение XX века, а ископаемый артефакт.

И теперь зал с контррельефами Татлина, где под крышей поселился «Летатлин», начал «звучать» по-новому. Объемные кубические композиции на стенах воспринимаются уже не как формалистические эксперименты, но как часть того мифа, эстетической утопии, которую всю жизнь создавал Татлин. А ярчайшее воплощение этого — многострадальный махолет вкупе с Башней III Интернационала, встречающей посетителей Новой Третьяковки в фойе второго этажа. Только если Башня и контррельефы были воссозданы уже в наши дни, то «Летатлин» долетел до нас в оригинале. Хочется верить, что его полет будет долгим. 

 

Читайте также
Прямой эфир